В среду, 9 марта, появились новые данные опроса общественного мнения, проводимого регулярно фирмой Norstat Eesti по заказу Института общественных исследований Ühiskonnauuringute Instituut. Согласно этим данным, Партия реформ вновь лидирует в рейтинге популярности эстонских политических партий. А вот популярность Центристской партии упала до рекордно низкого уровня – партия отчетливо вышла из первой тройки политических сил страны.
Центристская партия опустилась на четвертое место – ее поддерживают всего 16,6% обладающих правом голоса граждан. Центристы потеряли за неделю 1,8%, а за последние четыре недели – 4,6% поддержки.
Следует отметить, что с начала военной спецоперации России на территории Донбасса и Украины эстонские политики, а в их числе и центристы, начали выступать с осуждением "вторжения России на Украину", "оккупации Россией Украины", "агрессии России против Украины", естественно, в совокупности с угрозой всему демократическому миру Европы и непосредственно Эстонии и ее балтийских соседей.
В частности, на странице в социальной сети активный в русскоговорящей общине Эстонии член Центристской партии Мария Юферева-Скуратовски наряду с заявлениями, призванными обвинить Россию в "развязывании войны", попыталась также убедить общественность, что до сих пор ничего не было толком известно о происходящем в Донбассе, и в том опять же виновата Россия, которая ни в ПАСЕ, ни в иных международных организациях никак не помогала решению конфликта. Также Юферева-Скуратовски упрекала жителей Донбасса в том, что они не отстаивали свои права.
Подобные заявления провоцировали долгие и полные накала страстей дискуссии эстоноземельцев. Кто-то пытался доказать объективность эстонской политики, а кто-то старался напомнить многолетнюю идеологическую и военную помощь киевскому режиму, нежелание демократических государств слышать голос жителей Донбасса, а также действия России, которая постоянно старалась призвать руководство Украины к выполнению Минских соглашений, подписанных послемайданной властью еще в 2015 году.
Многие русскоязычные эстоноземельцы негодовали, что центристы в текущих условиях поддерживают нарратив своих партнеров по коалиции, еще недавно так активно боровшихся за всеобщую эстонизацию и вдруг превративших страну в площадку по спасению украинства, порой и за счет даже эстонских ценностей. Нашлись и эстонцы, которые поставили под сомнение правильность решений своих политиков и также постарались напомнить о том, что с 2014 года эстонские политики не проявляли гуманности и пацифизма по отношению к трагедии людей Донбасса, что сегодня доказывает однобокость их позиции.
Следует отметить, что по прошествии нескольких дней и негативной реакции потенциальных избирателей на двойные стандарты своих избранников, и продолжительных споров в сети, в частности, Мария Юферева-Скуратовски со своей страницы скандальные заявления удалила, но осадок остался.
Следует отметить, что нарратив осуждения якобы войны, начатой Россией против Украины, глава Центристской партии Юри Ратас поддержал и распространил активно, многие известные центристы также были вынуждены это сделать. Не обошла участь обозначить свое отношение к военной спецоперации и таких известных политиков, как евродепутат Яна Тоом или мэр Таллина Михаил Кылварт, которые постарались смягчить акценты и избежать однозначных заявлений.
Однако факт того, что целью военной спецоперации является денацификация Украины, для многих русскоязычных избирателей, а также части и эстонцев, не пожелавших признавать искажения истории Второй мировой войны и Великой Отечественной, является важным и понятным. И поэтому попытки политиков вдруг произносить заявления, которые противоречат транслируемым ими до этого принципам и ценностям, заставили многих людей пережить глубокое разочарование.
В то же время Партию реформ поддерживают на сегодняшний день 25,8% потенциальных избирателей, Консервативную народную партию (EKRE) – 20,8%, а партию "Эстония 200" – 19,7%. Социал-демократическая партия SDE получила 7,9% поддержки потенциальных избирателей, партия Isamaa – 6,8%.
По данным опроса, коалиционные партии в Эстонии поддерживают сейчас 42,4%, а оппозиционные – 35,5% респондентов.