По ком плачет новый Нюрнберг? Как в Эстонии борются с антифашизмом

"Сомоса возможно и сукин сын, но это наш сукин сын" – известная формула, которая сегодня иллюстрирует отношение Европы к проявлениям фашизма в Прибалтике, считает юрист-правозащитник Мстислав Русаков.

Если в стране человека судят за антифашизм, это выглядит странно, отметил юрист-правозащитник Мстислав Русаков в беседе с Baltnews. Вроде бы в современном мире нацизм и фашизм осуждены. Однако, политика эстонских властей все больше вступает в аналогию с деятельностью тех, кто сидел в свое время на скамье подсудимых в Нюрнберге (Серия судебных процессов, проходивших во Дворце юстиции города Нюрнберга после окончания Второй мировой войны в 1945–1949 годах – прим. Baltnews).

Русаков напомнил, как президент Эстонии Керсти Кальюлайд заявила, что война для Эстонии закончилась лишь с уходом из страны советских войск.

"То есть, исходя из позиции эстонских властей, Эстония участвовала во Второй Мировой войне, причем не на стороне антигитлеровской коалиции, а совсем наоборот – Эстония ту войну проиграла. Из этого понятно, что Нюрнбергский процесс здесь уже просматривается. Нюрнберг, к сожалению, не всех наказал, кого надо было наказать", – сказал Мстислав Русаков.

При этом "демократический Запад" смотрит на происходящее сквозь пальцы – это видно, отметил правозащитник, по голосованию в ООН по поводу квалификации нацизма: "Как правило, декларация Генеральной Ассамблеи ООН проходит, за нее голосуют, но она получает большинство за счет стран Азии, Африки, а Европа воздерживается. То есть Европа смотрит на происходящее, в частности в Прибалтике, сквозь пальцы".

Русаков выразил надежду, что когда-нибудь произойдет еще один Нюрнбергский процесс, и те, кто сегодня занимаются профашистской деятельностью, кто обеляют преступления нацистов, героизируют нацистских преступников времен Второй Мировой войны, понесут наказание.

Фашизм вернулся в Эстонию?

Baltnews ранее писал, что в среду, 22 сентября, прошел пикет в поддержку находящегося более полугода в тюрьме правозащитника Сергея Середенко, арестованного в начале марта этого года по сомнительному обвинению. Акция пришлась на годовщину освобождения Таллина от немецко-фашистских захватчиков.

"Мы этот день помним и чтим. Хотя в Эстонии это совсем другая дата. В Эстонии сегодня – это день сопротивления, то есть сопротивления местных коллаборационистов против освобождения Таллина, ну и Эстонии в целом. Не случайно мы проводим пикет, требуя свободы именно антифашисту Сергею Середенко", – отметил юрист-правозащитник Мстислав Русаков.

По его словам, сам Середенко говорит, что его обвиняют именно в антифашистской деятельности – он писал книги о правом экстремизме в Европе, в частности в Эстонии, писал о преследованиях правозащитников в Прибалтике. Это все находится в материалах его уголовного дела.

"Середенко судят как правозащитника и антифашиста", – подчеркнул Русаков.

По словам организатора пикета члена правления НКО "Российские соотечественники Европы" (РСЕ) Сергея Чаулина, такое совпадение получилось случайно. Обращение в эстонскую полицию с просьбой о разрешении регистрации акции поддержки продолжительное время не давало результатов – площадь Свободы в центре Таллина постоянно была занята какими-то мероприятиями.

И вот наконец предложили для проведения акции 22 сентября. Сергей Чаулин отметил, что согласились на ту дату, которая оказалась свободной. В итоге получилось символично – в годовщину разгрома фашистов в столице Эстонии народ требует свободу антифашисту Сергею Середенко, который томится в эстонской тюрьме.

Есть ли поводы для оптимизма?

Мстислав Русаков, ссылаясь на письма Сергея Середенко из тюрьмы, подтвердил, что антифашиста твердо пообещали посадить. И не останавливает эстонские спецслужбы тот факт, что никаких объективных доказательств надуманной вины не существует.

Русаков провел аналогию с делом эстонского ученого, обвиненного в шпионаже в пользу Китая и приговоренного за это к тюремному заключению, и уточнил, что статья, предъявленная Середенко, предполагает наказание до шести лет лишения свободы. Юрист уточнил, что отсутствие ранее судимостей может обеспечить первый приговор до трех лет реального тюремного заключения.

К этому можно добавить, что в расчет берется тот срок, который человек провел в заключении до вынесения приговора, и возможность выйти из тюрьмы по условно-досрочному освобождению. По мнению Русакова, вполне может реализоваться сценарий, при котором Середенко выйдет на свободу уже через год.

Но Сергей Середенко – человек, последовательный в своих убеждениях и взглядах, принципиальный, который вдумчиво и скрупулезно подходит к фактам и истории. Это означает, что после освобождения конфликт, который создан спецслужбами Эстонии, скорее всего, никуда не денется.

"Сейчас сложно сказать, как поведет себя Сергей, но вполне вероятно, что ему придется покинуть страну. Потому что, находясь под таким прессингом в Эстонии, он не сможет нормально жить. Ему и раньше уже не давали возможности нормально работать. Даже на работу дворником он устроился с огромным трудом. Когда он работал сторожем в гостинице, его уволили за то, что он принял участие в памятной дате, которая касалась апрельских событий 2007 года (Бронзовая ночь в Таллине – прим. Baltnews). Работодатель в газете увидел фотографию Сергея и уволил его", – рассказал юрист.

Русаков отметил, что при таком отношении человека просто могут оставить без средств к существованию. При таком развитии событий Середенко, возможно, придется уехать в Россию, где, выразил надежду Мстислав Русаков, он получит возможность и достойно жить, и достойно работать.