Военная миссия Эстонии в Мали, где международная коалиция во главе с Францией пытается одолеть исламистов, может закончиться провалом. Очередной военный переворот повысил шансы захвата джихадистами контроля над этой африканской страной.
Недавнее заявление французского лидера Эммануэля Макрона о готовности вывести войска из Мали поставит под угрозу все попытки Запада подавить исламский экстремизм.
Участвуя в военных миссиях, имеющих целью борьбу с джихадистами, маленькая Эстония сделала себя заложницей поражений "старших товарищей по оружию" в войне с очень опасным врагом. Франция вывезет своих солдат из Мали, как сказал Макрон журналистам-соотечественникам во время своего недавнего турне по Африке, если эта страна начнет скатываться в исламский экстремизм.
"Радикальный исламизм в Мали в присутствии наших солдат? Никогда. […] Существует такая склонность у Мали. Но если дела пойдут в этом направлении, я выведу войска", – заявил Макрон.
А раз Париж готов отдать приказ своим солдатам покинуть Мали, то точно так же в случае необходимости придется поступить и Таллину. Причем максимально быстро.
Первая и единственная военная операция Эстонии, предпринятая совместно с французами и по их просьбе, оказывается бессмысленной и безрезультатной. Шансы на фиаско попыток Парижа при некоторой помощи европейских союзников остановить продвижение джихадистов в регионе Сахеля резко возросли после очередного, уже второго за последний десяток месяцев, военного переворота.
Французский контингент общей численностью примерно в пять тысяч солдат и офицеров с 2014 года воюет с джихадистами Сахеля, террористическими группировками и целыми племенами, вроде бы связанными с Аль-Каидой* и ИГИЛ*. Они пытаются их подавить в рамках операции "Бархан" на территории своих бывших колоний: Мали, Буркина-Фасо, Чада, Мавритании и Нигер.
Следует еще добавить к боеспособным террористическим организациям региона нигерийскую "Боко Харам" (в 2015 году сменила название на "Западноафриканскую провинцию Исламского государства"*) – и сложность задачи покажется очевидной. Если же французы и в самом деле побегут из Мали, то их положение в других подшефных странах региона тоже станет шатким.
Переворот – в Мали, а голова болит – у Эстонии
С предыдущим военным путчем в Мали, случившимся в августе 2020 года, Франция и Евросоюз (да и весь мир в целом) как бы смирились, убедившись, что мятежники все же преодолеют соблазн и не станут расстреливать прежнее руководство страны, а также учредят что-то вроде переходного правительства.
Не прошло и года, как главе путчистов полковнику Ассими Гоита все это надоело и он приказал своим солдатам арестовать временного президента страны Ба Ндао, премьера Моктара Уана и министра обороны генерала Сулеймана Дукура и доставить их, по "доброй" малийской традиции, на военную базу.
Вероятно, там они должны сложить с себя полномочия в аскетичных условиях, располагающих к осознанию бренности бытия, и в прямой видимости стенки, у которой может закончиться не только их "неправильная политика", но и жизнь.
Ну а полковник Гоита уже провозглашен временным президентом Мали.
И все эти далекие африканские страсти никого бы особенно в Эстонии не интересовали, не чувствуй прибалты некоторой к ним причастности через соотечественников, выполняющих в Мали миссию по умиротворению бесчинствующих исламских джихадистов.
По официальной версии, эстонские военнослужащие миссии BKN09, прибывшие на смену своим соотечественникам в начале мая, продолжили патрулирование и обучение местных солдат.
Чему там эстонцы научили малийских военнослужащих – сказать сложно, но те наловчились довольно лихо арестовывать своих президентов и премьеров. Но чем бы там ни занимались солдаты из Прибалтики, хотелось бы иметь уверенность в том, что они благополучно и вовремя смогут вернуться домой.
Чужая война
Возможный провал миссии сдерживания джихадистов в регионе Сахель и сам по себе заставляет задуматься – а зачем все это надо было Эстонии?
Но в сочетании со скорым бегством коалиционных сил во главе с США из Афганистана, где эстонские военнослужащие не только отметились присутствием, но и понесли потери во имя "союзнического долга", приобщение Эстонии к роли "миротворца" и помощника в насаждении "истинных ценностей" выглядит как череда поражений.
Что бы там ни говорили "старшие товарищи по оружию" – и в Мали, и в Афганистане они отступают, сдавая позиции под давлением джихадистов.
Это заставляет задуматься о целесообразности участия маленькой и небогатой страны в международных миротворческих миссиях, которые неизменно оказываются неудачными и ничего, кроме потерь и разочарований, не несут.
Не говоря уже о появлении у Эстонии недругов, которые никогда бы и не узнали о ее существовании, не "засветись" она в операциях по "принуждению к миру" исламских экстремистов.
Вовлеченному в эту войну Таллину следует задуматься над тем, насколько эффективно он распоряжается таким дефицитным для него ресурсом, как профессиональные солдаты, и насколько осмотрительно он относится к расходам на международные военные миссии.
Ведь все это ему вскоре может потребоваться в значительно большем количестве, чем сейчас. Многие эксперты полагают, что бегство западной коалиции из Афганистана, который фактически отдается во власть радикальным исламистам, придаст сил и энергии джихадистским движениям во всем мире.
Уход коалиционных сил еще и из Мали, если таковой произойдет, несомненно, добавит энтузиазма экстремистам, и их война с Западом разгорится с новой силой. Не участвовать в ней Эстония не сможет.
*Террористическая организация, запрещенная в России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.