Смена министра иностранных дел Эстонии с непримиримого русофоба Урмаса Рейнсалу на малоизвестного карьерного дипломата Эву-Марию Лийметс вызывает осторожный оптимизм и надежду на то, что внешняя политика Эстонии наконец продемонстрирует большую сбалансированность. Однако первые шаги нового министра дали понять, что сойти с заданной союзниками колеи Эстонии так просто не дадут.
Надеяться на то, что смена фигуры на посту главы эстонского внешнеполитического ведомства способна коренным образом изменить общую направленность эстонской официальной риторики, было бы, конечно, наивно.
В то же время отличавшийся гиперинициативностью, переходящей в политический спам, Урмас Рейнсалу в свою бытность главой МИД успел создать Эстонии настолько неоднозначный имидж не только в России, но даже среди некоторых союзников, что выглядеть на его фоне лучше не составит большого труда любому более или менее уравновешенному человеку.
Стать из чиновника политиком
Назначенная по представлению Центристской партии на пост главы МИД Эва-Мария Лийметс, как профессиональный дипломат, безусловно, умеет себя держать в руках. В то же время ей точно потребуется время на то, чтобы правильно совместить в своей работе чиновничью привычку к подчинению приказам вышестоящего начальства с политической мудростью, предполагающей умение обходить острые углы таким образом, чтобы это шло на пользу всему государству.
Первые заявления нового министра, касающиеся задержания блогера Алексея Навального и визита в Москву верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, оставляют впечатление умелой ретрансляции воли определенных сил в стане союзников, а не мнение самой Эстонии, поскольку почти полностью копируют выступления прочих "ястребов" из ЕС и НАТО.
Говоря о Навальном, Эва-Мария Лийметс в размещенном на сайте МИД официальном заявлении, в частности, заявила, что если Алексей Навальный не будет немедленно освобожден, то Европейскому союзу придется "реагировать жестко" и вводить новые санкции.
"Прежние санкции были уместными и эффективными, они помогли во многом предотвратить худшее развитие событий. Мы продолжаем внимательно следить за развитием событий и постоянно консультируемся с союзниками и партнерами, чтобы найти подходящие и действенные решения", – сказала министр.
Вряд ли Лийметс может хоть чем-то, кроме слов, доказать наличие того самого сценария "худшего развития событий", но раз так говорят "старшие братья", то она сочла правильным взять под козырек и присоединиться к хору осуждения России.
Это же произошло и в части московского визита Жозепа Борреля. Говоря о заключительной пресс-конференции Борреля, Эва-Мария Лийметс выложила целый ряд привычных штампов и обвинений в адрес России, ничем не отличавшихся от общей риторики западного антироссийского лобби.
"Также хотелось бы, чтобы на той же пресс-конференции ЕС четко осудил продолжающуюся российскую агрессию на востоке Украины, аннексию Крыма и торпедирование Минских договоров Россией. К сожалению, этого не произошло. Крайне прискорбно, что именно во время московского визита верховного представителя дипломатов трех стран ЕС безосновательно объявили в России персонами нон грата. Тем самым Россия подала очередной сигнал, что не заинтересована в фактическом сотрудничестве и диалоге", – заявила министр иностранных дел Эстонии.
Цветочки возложили
Можно не сомневаться, что подобные заявления из уст Лийметс будут звучать и впредь, вопрос лишь в том, насколько они продолжат традицию "упреждения желаний" союзников, чем так славился Рейнсалу.
Поведение эстонского посла в Москве, который, в отличие от послов соседних Балтийских стран, не пришел в суд над Навальным под благовидным предлогом необходимости в это же самое время возложить венок к могиле главы советской делегации на подписании в 1920 году Тартуского (Юрьевского) мирного договора Адольфа Иоффе, заметили и оценили многие.
Даже в ситуации, когда из-за давления союзников ты не можешь говорить иные слова, всегда можно попытаться дипломатично обойти проблему, не нарываясь на неприятности. Подобным поведением нередко отличается соседняя Финляндия.
Учитывая, что Анна-Мария Лийметс представляет в правительстве опирающуюся в значительной мере на голоса русскоязычных избирателей Центристскую партию, а также наличие у этой партии договора о сотрудничестве с российской правящей партией "Единая Россия" (хоть лидер центристов Юри Ратас и заявляет, что он активно не используется), можно предположить, что новый министр хотя бы попытается не бежать в антироссийской политике впереди паровоза там, где это мало-мальски возможно.
Если это удастся, то вполне логичным будет продвижение и по вопросу о ратификации пограничного договора, и по реализации совместных инфраструктурных проектов, а возможно, и сохранению Россией какой-то части своего транзита через Эстонию.
Но пока все это лишь предположения, о реалистичности которых можно будет сделать вывод лишь после того, как новый министр иностранных дел Эстонии вживется в должность.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.