Новый коалиционный договор в Эстонии: "Запад нам поможет"

© Baltnews

Новая правящая коалиция Эстонии поставила перед собой ряд амбициозных задач, выполнение которых в условиях экономического кризиса в пандемию практически невозможно. Надежда только на Запад.

Составление коалиционного договора в условиях глубочайшего экономического кризиса – занятие не из простых. Особенно когда перед тобой стоит задача не просто составить список несбыточных мечтаний, а сделать так, чтобы хоть что-то из обещанного было реально сделано. В противном случае провал по всем пунктам аукнется партиям на следующих муниципальных и парламентских выборах.

Президент Керсти Кальюлайд и новое правительство на церемонии принесения присяги, 26 января 2021

Именно поэтому большинство пунктов договора о создании правящей коалиции Центристской партии и Партии реформ написаны предельно размыто. Видимо, с прицелом на то, чтобы перед выборами традиционно заявить: "Вы нас не так поняли".

Нас ждут великие дела!

"Эстония – славная маленькая страна, поддерживающая всех людей и их желание к самореализации и вложению своей лепты в развитие Эстонии", – гласит один из первых пунктов коалиционного договора, после которого следуют не менее общие дежурные клятвы в верности "заветам" западным союзников.

"Интенсифицируем сотрудничество с союзниками по ЕС и НАТО. Укрепим трансатлантические отношения, обращая особое внимание на развитие отношений с новой американской администрацией", – значится в договоре.

Впрочем, после общих слов начинает звучать и хоть какая-то конкретика. К примеру, не вводить новые налоги и обеспечить стабильную налоговую среду. А это уже неплохо.

Значительная часть коалиционного договора посвящена так называемому зеленому переходу, который призван в перспективе улучшить экологию ЕС, но одновременно может убить одну из главных традиционных отраслей экономики Эстонии – сланцевую энергетику. В коалиционном договоре подтверждается намерение прекратить использование сланца для выработки электроэнергии к 2035 году и в целом в энергетике к 2040 году.

Чтобы смягчить удар, новая коалиция обещает разработать так называемую программу справедливого перехода, предполагающую создание новых рабочих мест в связанном со сланцем русскоязычном регионе Ида-Вирумаа, выделив на последнюю дополнительные средства вдобавок к дотациям из европейского Фонда справедливого перехода.

Местным самоуправлениям будет предложен мотивационный пакет для выхода на углеродную нейтральность к 2030 году, а в секторе транспорта и зданий будут усилены меры по сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году.

В числе прочего, правительство намерено стремиться к строительству в Эстонии терминала СПГ, а также разработать стратегию использования водородного топлива, чтобы испытать в условиях Эстонии всю цепочку – от производства водорода до его поставок и потребления.

Исходя из курса на "зеленый переход", руководство Эстонии планирует также развернуть ускоренную электрификацию железной дороги, восстановить разобранную в 1990-х железнодорожную ветку на Хаапсалу (Рохукюла) и расширить трамвайную сеть Таллина.

Естественно, на все это у государства собственных средств нет, тем более что в условиях связанного с пандемией кризиса поступление налогов только падает, но правительство обещает активно просить их у ЕС и прочих союзников.

И зацветут сады…

Что касается близких простым людям тем, то пожилых избирателей, вероятно, больше всего заинтересуют обещания продолжить практику внеочередных повышений пенсий (за счет высвобождающихся от реформы второй пенсионной ступени средств) и освобождение средней пенсии от налогов.

Обещает новая коалиция и продолжить бесконечную борьбу за сокращение многомесячных очередей к врачам-специалистам. До сих пор эту проблему не удавалось решить ни одному из правительств, но теперь центристы и реформисты полны решимости сделать это через "более эффективное использование средств Больничной кассы, картографирование возможностей сокращения очередей к врачам и более широкое использование системы дистанционного консультирования".

Впрочем, и тут правительство надеется не столько на собственные силы, сколько на помощь со стороны ЕС, в частности, оно намерено провести с Еврокомиссией переговоры о получении европейских средств на строительство Таллинской больницы.

Из инфраструктурных проектов новая правящая коалиция обещает ускорить строительство железнодорожной магистрали Rail Baltica, а также более серьезно взяться за обсуждение полуфантастического проекта строительства тоннеля под Финским заливом между Таллином и Хельсинки. Развитие транспортного сообщения с Россией в коалиционном договоре отдельно не прописано.

Кстати, восточный сосед Эстонии в документе не упоминается вовсе, если, конечно, не считать таковым желание "уделять особое внимание поддержке стран Восточного партнерства в их стремлении укреплять свободные и демократические общества". Как известно, данная программа до сих пор приводила в основном лишь к антироссийским провокациям со стороны вовлекаемых в нее стран.

Не стали сюрпризом и пункты, в которых живущим в стране неэстонцам дается "указание" в стиле "учите эстонский язык и готовьтесь к ликвидации образования на родном языке". По крайней мере, именно так многие поняли формулировки: "Предложим русскоязычному населению через государственную программу обучение эстонскому языку" и "Внедрим программу действий для образования на эстонском языке, чтобы всем предоставить равные возможности участия в общественной и трудовой жизни и продолжения обучения на следующей образовательной ступени".

Справочная литература по эстонскому языку

Вирусу – бой, но обещанного три года ждут

Ну и конечно, в договоре есть пункты о борьбе с новой коронавирусной инфекцией. В частности, новое правительство обещает уже с мая этого года обеспечить доступ к бесплатным вакцинам от COVID-19 всем желающим, для чего Эстония продолжит сотрудничество с ЕС и производителями вакцин. Для этого планируется организовать пункты вакцинации поблизости от дома каждого жителя страны, а также развернуть информационную кампанию в поддержку вакцинации.

Учитывая то, что поставки вакцин в начале этого года оказались меньше запланированного и руководство Эстонии не желает вести на национальном уровне независимые переговоры с производителями вакцин вне общего списка ЕС (в том числе с Россией), выполнить поставленную цель правительству в намеченные сроки удастся вряд ли. Точно так же будет очень непросто выработать обещанную в этом же договоре стратегию выхода из пандемии, включая помощь пострадавшим отраслям экономики, в том числе туризму.

© REUTERS / BENOIT TESSIER
Медицинский работник готовит дозу вакцины Pfizer-BioNTech в центре вакцинации от коронавируса

Хотя бы не мешайте

Усомниться в последней заставляет не всегда прозрачное и справедливое распределение антикризисных пособий в минувшем году, в результате чего целые отрасли были доведены до банкротства и массового сокращения работников. Конечно, новое правительство обещает в этот раз посоветоваться с организациями предпринимателей и сделать все более прозрачно, но в это верится с трудом.

Хорошо, если коалиция выполнит хотя бы упомянутый выше пункт об отказе от повышения налогов. Тогда будет шанс, что хоть некоторые предприниматели начнут снова строить бизнес с нуля. В помощь им, видимо, будут предназначены и иностранные работники, которых правительство обещает вновь начать привлекать в страну, чтобы "дефицит рабочей силы специфической квалификации не вредил конкурентоспособности эстонских предприятий".

Условием этого называется готовность иностранцев "разделить ценности Эстонии и тут самореализоваться".

Понятно, что любой коалиционный договор – это прежде всего заявление о намерениях, и до сих пор не было ни одного подобного соглашения, которое бы было выполнено на 100%. Тем не менее тенденции текущей политики он определяет точно, а возможные интерпретации напрямую зависят от международной обстановки и реального положения дел в экономике.

Если все пойдет по негативному сценарию, то очень скоро – может, через пару месяцев, а может, к следующим выборам – очередной коалиционный договор будут заключать уже другие люди.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.