Эстония согласна платить "откупные", но не станет принимать у себя иммигрантов по квотам Евросоюза. Такую возможность дает ей новый проект пакта об обязательном солидарном участии стран альянса в судьбе беженцев. Но итоговая цена этой формы проявления союзнического долга может оказаться для Таллина неприятным сюрпризом.
На одном из этапов многолетних и конфликтных обсуждений нескольких новых вариантов общесоюзного закона об "обработке" иммигрантов идея "откупных" уже была озвучена, но энтузиазма не вызвала.
Возможно, потому что размеры сумм за каждого не принятого страной – "отказником" соискателя статуса беженца осерчавший Брюссель называл просто неподъемные для небогатых государств Восточной и Центральной Европы.
За несколько сотен тысяч затребованных евро за каждого непринятого иммигранта, судя по комментариям Таллина относительно тех, старых "расценок", страна платить не могла, а некоторые эстонские политики за такие деньги были бы готовы принять и обиходить кого угодно и как угодно.
Тем более, что даже те немногие беженцы, которых Эстония все же приняла в свое время по квотам ЕС, постарались сбежать из негостеприимной страны как можно скорее. Так что "муки" заботы о переселенцах в любом случае не были бы долгими.
Правительство "кратко" обсуждало иммигрантов
"В правительстве кратко обсуждалось, что мы в определенной степени финансово готовы поддержать его (иммиграционный пакт)", – заявил министр внутренних дел Эстонии Март Хельме, комментируя опубликованный Брюсселем проект иммиграционного пакта.
"Эстония всегда готова оказать финансовую помощь странам, испытывающим миграционное давление, и отправить свое оборудование и экспертов в кризисные районы", – сказал министр. Он отметил также, что "на следующей встрече министров внутренних дел ЕС мы обязательно подтвердим нашу позицию о том, что не поддерживаем обязательное переселение лиц, ищущих убежища".
Понятно, что особым выбором собственных "оборудования и экспертов" небогатая Эстония не обладает и такой ее вклад может быть сочтен союзниками недостаточным. Так что придется проявлять солидарность еще и деньгами.
Стоимость солидарности может оказаться высокой
Подготовленный в Берлине, возглавляющем сейчас Совет альянса, новый проект пакта об иммиграции и статусе беженца предусматривает три варианта проявления "обязательной солидарности" со странами юга Европы. На них пришелся основной удар иммиграционной волны 2015 года, и на них сейчас ложится бремя затрат на прием и разбирательства с незаконными иммигрантами.
Можно забрать какую-то часть людей в свою страну и там разбираться с их ходатайствами о предоставлении статуса беженца. Можно помочь силами и средствами для организации пограничного контроля и депортации иммигрантов, что подразумевает финансовые затраты.
Ну и как третий вариант – можно просто откупиться, оказав денежную поддержку тем странам альянса, которые вынуждены или согласны принимать у себя иммигрантов. Если, конечно, цены окажутся приемлемыми.
Официальный Таллин вслед за государствами Вишеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия), Восточной и Центральной Европы выбирает вариант "откупных", отказываясь принимать у себя в будущем иммигрантов по разнарядкам Брюсселя.
И никакие призывы Италии, Греции и Мальты проявить солидарность и делом помочь им справиться с наплывом людей из неблагополучных стран Африки и Азии в Эстонии не слышат.
Эстонский избиратель не чурается ксенофобии
И можно предполагать, что именно в этом вопросе и правящая коалиция, и парламентская оппозиция Эстонии будут едины и тверды. Такое случается нечасто. Но "нашествие чужаков" – это как раз тот вопрос, где взгляды эстонских партий в основном сходятся, поскольку всем им приходится учитывать настроения значительной части избирателей. А этот эстонский избиратель "чужаков" недолюбливает.
Политические партии Эстонии практически едины также и относительно претензий Еврокомиссии из-за непринятия страной директивы Евросоюза от 2008 года, которая требует приравнять к уголовному преступлению риторику ненависти, то есть публичные устные или письменные высказывания оскорбительного, уничижительного, ксенофобского или дискриминационного толка относительно представителей каких-либо меньшинств, иных национальностей, рас, вероисповеданий.
Странным образом "недоумение" Брюсселя по этому поводу было неформальным образом озвучено в те же дни, что и его мнение относительно нового проекта иммиграционного пакта.
Партии националистического толка, "Отечество" и Демократическая народная партия Эстонии (EKRE), состоящие в правящей коалиции Эстонии, даже высказались за то, чтобы судиться с Еврокомиссией и, в случае проигрыша, заплатить штраф, но дополнения и изменения в национальное законодательство все равно не вносить.
Довольно отважно для маленькой и обычно дисциплинированной страны Евросоюза. Но принципы, конечно же, важнее. И дело, естественно, не в "угрозе свободе слова", которую Таллин якобы увидел в криминализации риторики ненависти.
Откровенно говоря, не следовало бы Эстонии учить Западную Европу защищать свободу слова, она в этом заметно слабее разбирается, судя хотя бы уже по тому, как обращается с российскими журналистами и изданиями.
А в том дело, что немалое количество эстонских чиновников и политиков могут вдруг оказаться субъектами уголовного права за свои ксенофобские высказывания в адрес русских, украинцев, мусульман. Объективно говоря, откровенное хамство на национальной основе и в Эстонии не приветствуется, но судебных последствий обычно не имеет.
Европе нужны иммигранты, но не любой ценой
Совпадение по времени обострения двух эстонских проблем (иммигранты и риторика ненависти), имеющих общий корень – ксенофобию, вряд ли можно считать случайностью. Насколько известно, Еврокомиссия пока не направляла в Таллин официальное уведомление о своей озабоченности невыполнением Эстонией обязательства имплементировать директиву в национальное законодательство и о возможном начале процедуры наказания за это.
Но информационный вброс напоминания о грешке Таллина состоялся, "слух" пошел и заставил местную общественность взволноваться и озаботиться. Что, возможно, сочтено было в Брюсселе полезным для оказания влияния на позицию Эстонии на предстоящих обсуждениях проекта нового иммиграционного пакта.
Евросоюз крайне нуждается в решении этой проблемы, вызывающей столько разногласий между странами альянса. А еще многие страны, "тяжеловесы" альянса, нуждаются в притоке рабочей силы и готовы ради этого тратиться на иммигрантов. Как найти одно лекарство для этих двух головных болей, пока не ясно.
Что же касается нежелания Эстонии принимать иммигрантов, то стране, возможно, имело бы смысл принять во внимание исследования международных экспертов, которые говорят о неизбежности нового иммиграционного всплеска. Волна "чужаков", бегущих из Азии и Африки от голода, климатических неурядиц и войн, Европу в любом случае накроет.
Маленькой стране Балтии с ее проблемой "демографической агонии" имело бы смысл сейчас, пока она может контролировать процесс притока свежей крови, принять и обиходить у себя посильное количество беженцев. Все лучше, чем лет через пять-десять столкнуться с проблемой неподконтрольной, обвальной миграции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.