В преддверии 80-й годовщины присоединения стран Балтии к СССР в эстонских СМИ и политических кругах не устают доказывать, что Прибалтика была насильственно "оккупирована" Советским Союзом.
Военный историк Игорь Копытин опубликовал статью в эстонских СМИ, в которой попытался провести параллели между событиями 1940 года и современностью. В ней он утверждает, что Россия, подобно СССР, намерена "аннексировать" Прибалтику, чтобы использовать ее в качестве "плацдарма для агрессии". В своих рассуждениях Копытин опирается на анализ периода 1939-1940 годов.
"Как показывают архивные документы и опубликованные исследования историков, страны Балтии подверглись осенью 1939 года военному и дипломатическому давлению СССР с целью навязать им заведомо невыгодный договор о размещении контингентов советских войск. Причем происходило это по соглашению с Германией в рамках Пакта Молотова-Риббентропа", – пишет историк из Эстонии.
Предполагается, что руководство стран Балтии было не в курсе заключенного секретного протокола о разделении сфер влияния между СССР и Германией, согласно которому Эстония и Латвия отходили Советскому Союзу, а Литва – Третьему Рейху.
Что говорят факты?
Как отмечает эстонский историк Магнус Ильмярв в своей книге "Безмолвная капитуляция", министр иностранных дел Эстонии Карл Сельтер и главнокомандующий эстонской армией Йохан Лайдонер знали о содержании советско-германской сделки, заключенной 23 августа 1939 года. Об этом им спустя три дня после подписания Пакта сообщил начальник разведывательного отдела Генштаба армии Эстонии полковник Маазинг. Ильмярв поясняет, что у Маазинга был агент, имевший доступ к секретным документам нацистской Германии.
Несмотря на то, что Эстония знала о секретном протоколе, она предпочла не сообщать об этом Латвии и Литве. Вместо этого она решила самостоятельно начать переговоры об установлении контактов с Советским Союзом.
А 6 сентября полпред СССР в Эстонии Кузьма Никитин сообщил руководству, что 2 сентября эстонский министр иностранных дел заявил о желательности заключения нового советско-эстонского торгового соглашения. Вскоре в Москву был направлен директор отдела внешней торговли МИД Эстонии, и 19 сентября договор был парафирован. Для переговоров в Москву отправился глава эстонского внешнеполитического ведомства Карл Сельтер. Инициатива визита исходила от эстонской стороны.
22 сентября Сельтер встретился с посланником Латвии в Таллине Вилисом Шуманисом. На следующий день латвийский дипломат сообщил своему руководству, что глава МИД Эстонии недвусмысленно намекнул об истинной цели поездки в СССР: Таллин намерен не только подписать торговое соглашение, но и заключить с Москвой военно-политические договоренности.
24 сентября Сельтер вновь прибыл в Москву на переговоры с наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым.
По оценке историка Магнуса Ильмярва, содержание обсуждавшего проекта договора о взаимопомощи наводит на мысль, что первоначальный проект был подготовлен именно Эстонией: "Сомнение вызывает третий пункт: правительство Эстонии обеспечивает СССР право на две базы на Сааремаа и Хийумаа для стоянки военно-морского флота и на несколько аэродромов для военно-воздушных сил. Позднее слова "две базы" зачеркнуты, а после Сааремаа и Хийумаа добавлено "в Таллинском порту". Здесь же указывается и численность личного состава Красной Армии – 10 тысяч человек. Не исключено, что этот проект был подготовлен в Таллине, потому что составляй его советская сторона, она сразу же назвала бы Таллинский порт".
26 сентября Сельтер отправился в Таллин для обсуждения проекта договора с правительством и на следующий день вернулся в Москву. Уже 28 сентября, после двух раундов переговоров, Эстония подписала с СССР договор о взаимопомощи вместе с торговым соглашением. Эстонскому примеру позже последовали Латвия и Литва.