Исполнительный директор компании "Нафтогаз" Юрий Витренко заявил, что Украине нужно "не упустить возможность" и монетизировать сложившуюся ситуацию не нефтяном рынке. В частности, предложить украинские хранилища для излишков черного золота.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович в беседе с Baltnews рассказал, ждать ли Украине от этого большой прибыли.
"Фундаментально на этот счет выиграть не получится. Сами украинские чиновники, отвечающие за хранилища, прямо признают, что в масштабном объеме их использовать все равно не получится, особенно с учетом быстроменяющихся цен на нефть. Да и технически это сложно. Если бы сейчас Украина привозила много разного топлива – это было бы одно дело. А когда вся нефтепереработка убита – зачем там нефть хранить? Чтобы просто так хранить, тоже нужно платить деньги", – отметил эксперт.
По его словам, директор "Нафтогаза" подобным заявлением просто решил сыграть в пользу украинского олигарха Игоря Коломойского.
"Я думаю, что, скорее всего, здесь Витренко просто решил сыграть в пользу Коломойского, с которым у него выстраиваются личные отношения неформально-коммерческого характера. У Коломойского в собственности находится единственный крупный работающий нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) на Украине – Кременчугский НПЗ. В принципе, этот завод единственный может получить выгоду от того, чтобы хранить там нефть и в дальнейшем использовать ее для переработки", – подчеркнул Митрахович.
По его словам, это единственный НПЗ, который остался после того, как Украина "за время своего незалежного существования фактически уничтожила всю свою нефтепереработку".
"У них еще есть парочка полудохлых заводов на западе Украины, но единственное крупное полноценное предприятие – Кременчугский НПЗ", – добавил эксперт.
Он также отметил, что в такой ситуации Украине сложно будет выиграть, так как хранение черного золота в нефтехранилищах завода потребует их содержания, а ситуация на рынке очень нестабильна:
"Это максимум выгоды, который я здесь вижу. И то – это все-таки будет выгода конкретного предприятия. Это не повлечет, допустим, снижение цен на бензин на Украине. Если он и снизится, то незначительно – может быть, на пару гривен. Что касается долгосрочного плана, мы же не знаем, какова цена будет в перспективе".
"Если, например, она еще ниже упадет, получается, хранилища будут использоваться зря. Поэтому в текущей ситуации сложно будет выиграть. Если долго ждешь, то долго платишь за обслуживание этих хранилищ. Это же не просто "налил". Там есть некое техническое обслуживание. Еще и непонятно, когда цена будет такая, по которой можно было бы выгодно нефть продать", – заключил Митрахович.