В комментарии изданию "Экономика сегодня" заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов рассказал, что за "топливный кризис" происходит на Украине.
Ранее украинские производители нефтепродуктов "Укртатнафта", "Укрнафта" и "Укргаздобыча" потребовали от правительства установить пошлину на дизельное топливо и сжиженный газ из России в размере 8,46%.
Подобные пошлины поднимут цены на российскую солярку вдвое, а на сжиженный газ – втрое. Так, по словам представителей компаний Украины, они якобы защищают свою конкуренцию, где топливо из России занимает большую долю.
"Требуемые пошлины на российское сырье, по сути, заградительные – продукция РФ мешает местным дельцам. И понять первопричину просто – топливо из России ломает масштабные коррупционные схемы. Если говорить о дизтопливе, то частично его украинское производство завязано на единственном нефтеперерабатывающем заводе, оставшемся в стране, – он аффилирован с олигархом Игорем Коломойским. И внезапно его солярку перестали покупать", – пояснил Александр Фролов.
"Более того – обрываются коррупционные схемы поставок дизеля из Прибалтики и Белоруссии из-за выгодной цены российского топлива. Ведь его себестоимость изначально дешевле, плюс есть удобные трубопроводы для поставок. Но топливная мафия Украины теряет на ломающихся схемах огромные деньги и требует восстановить "статус-кво".
Понятно, что продавать дизтопливо сельчанам страны придется дороже, что отразится на продуктах питания, но интересы мафии дороже", – сообщил эксперт.
И это при том, что с 1 августа в стране уже действуют специальные пошлины на импорт дизельного топлива и сжиженного газа из России. Официальный Киев заявлял, что получил от подобных мер 2 млрд гривен (77 млн долларов).
"Требования повысить пошлины на поставляемый из России сжиженный газ тоже вполне понятны. Ведь когда с 2014 года на Украине внезапно стали неконтролируемо расти цены на бензин и солярку, обалдевшие жители страны стали массово переводить автотранспорт на сжиженный газ.
Потребности в этом топливе резко возросли, но вскоре его поставки из РФ были перекрыты в рамках санкций. Однако они внезапно на сотни тысяч тонн выросли из Польши, которая без видимых причин стала покупать те же объемы у России.
И быстро сформировалась коррупционная схема, на которой зарабатывали польские и украинские чиновники – им этот "переток" приносил огромные деньги. Но в 2019-м вдруг возобновились поставки газомоторного топлива из России, которое существенно дешевле. Выгодополучатели опять почувствовали ощутимый удар по своим банковским счетам и теперь задействуют госкомпании для формирования антимонопольных жалоб и лоббирования повышенных пошлин на импорт из РФ", – подчеркнул эксперт.
Кому это выгодно?
Компании заявляют, что дефицита топлива на рынке не будет, а все происходящее "приведет к перераспределению долей рынка от российских поставщиков в пользу производителей из других стран и будет способствовать росту внутреннего производства и снижению себестоимости украинских нефтепродуктов".
"Укртатнафт" обратил внимание, что сокращение зависимости от российских нефтепродуктов якобы было прямым поручением правительства. Почему-то именно российская доля импорта стала неугодна, хотя о монополии в данном случае речь вести нельзя – доля продукции РФ не составляет и половины импорта, заметил Фролов.
"Стоит ли говорить, что эти попытки отдельных украинских и польских дельцов восстановить коррупционные схемы путем удушения российского импорта ничего общего с интересами страны и ее граждан не имеют? При "кровавом диктаторе" президенте Викторе Януковиче и его предшественниках Россия традиционно поставляла дизель и газомоторное топливо Украине, но никто ранее никогда не обвинял ее в монополии", – заметил эксперт.
"Все, что происходит на топливном и газовом рынках соседней страны, давно и прочно базируется на коррупционных цепочках, выгоду от которых получают даже высокопоставленные чиновники. О том, что это бьет по доходам граждан, продовольственной безопасности и другим стратегическим интересам государства, в Киеве не думают уже десятки лет.
Потому и доходит до смешного – госпредприятия требуют повысить цену импортного топлива для населения и промышленности, но при этом не способны наладить его самостоятельное внутреннее производство", – резюмировал Фролов.