"Конфликт на Украине еще не завершен, но за эти пять лет Украина прошла большой путь. Сегодня она более устойчивая страна, чем была пять лет назад. Наша работа с Украиной имеет сильный компонент в сфере безопасности, но мы также инвестируем в человеческое развитие страны, инфраструктуру, создание рабочих мест…" – заявила Могерини, выступая в Брюсселе в понедельник, 2 сентября.
По ее словам, "за эти пять лет в совокупности мы предоставили Украине самый большой пакет поддержки в истории ЕС". Могерини считает, что во многом именно благодаря этому стране удалось продолжить двигаться вперед и пытаться "выбраться из кризиса на новой основе".
Денежные "вливания"
С 2014 года Евросоюз оказал внушительную финансовую поддержку Украине. Европейские деньги предназначены на реформу рынка газа и системы публичных финансов, а также антикоррупционные мероприятия. В 2014–2018 годах финансовая помощь Украине составила не менее 10 млрд евро. В сентябре 2018 года Украина и ЕС подписали очередную программу макрофинансовой помощи общим объемом 1 млрд евро, первый транш которой (500 млн евро) был отправлен Украине уже в декабре.
В июне стало известно, что Европейский союз выделил Украине 29,5 млн евро на проведение налоговых и таможенных реформ. Общий бюджет программы, в рамках которой Украина получила эту сумму, составляет 55 млн, а ее завершение запланировано на 2022 год.
Среди прочего, Украине пришло в течение 2014–2016 годов 3 млрд евро кредита Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) и 3,5 млрд евро инвестиций от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Деньги на консультации
По словам украинского политолога Алексея Якубина, деньги ЕС как правило тратились не на улучшение благосостояния Украины, а на консультации.
"Эти ресурсы тратились на какие-то консалтинговые услуги или "бэк-офисы" части украинских министерств. По большому счету в основном они тратились на оплату разработки карт реформ, поддержки той или иной инициатив. Даже часть этих средств получали не украинские чиновники или деятели, а представители европейских организаций, занимающихся консалтинговыми услугами", – отметил эксперт.