Практика последних трех десятков лет, прошедших с момента провозглашения независимости Эстонии, наглядно показывает, что когда в стране возникает очередная общественно значимая проблема, то рано или поздно из уст местных политиков прозвучит версия о том, что в ее появлении виноваты Россия и/или местные русские. Так произошло и теперь – в связи с разгулом второй волны коронавируса.
"Целоваться в пандемию – русская традиция"
Депутат Рийгикогу, председатель фракции Нарвского горсобрания "Наша Нарва" и кандидат на пост мэра Нарвы Катри Райк в передаче телеканала ETV+ предположила, что повышенный уровень заболеваемости на северо-востоке Эстонии связан с плохой информированностью и "особенностями" поведения местных русских, составляющих большинство населения региона.
При этом аргументы политик из Социал-демократической партии Эстонии привела более чем удивительные – заставляют задуматься о направлении мысли власть предержащих в отношении народа в принципе.
"Они живут в многоэтажках, ездят в лифтах и работают на фабриках, куда нужно ходить, а не работать из дома через видеоконференции Zoom, – вот так видит Райк угрозу здоровью целой страны. А что же произойдет вечером 31 декабря? "Ведь каждый русский человек знает, что нужно праздновать, обниматься и целоваться", – считает Райк и подчеркивает, что впереди еще будут православное Рождество и Старый Новый год, которые "принято отмечать на полную катушку". И все это вместе может негативно сказаться на статистике заболевания COVID-19 в Эстонии.
Наверное, эти слова можно было бы воспринять как заботу о жителях региона, если бы они касались объективного сравнения поведения эстонцев и русских.
Но политик предпочитает не замечать, что и эстонцы в обычное время, как правило, не менее бурно празднуют наступление Нового года – с салютами, возлияниями и прочими контактными радостями, а в части Рождества их традиции совместного времяпрепровождения едва ли не сильнее, чем у местных русских.
Поэтому предположение, что именно русские будут больше "обниматься и целоваться", попахивает чем-то нехорошим. Впрочем, Катри Райк в своих обвинениях не одинока.
И пьют они из одной кружки
"В эту среду выяснилось, что в Куремяэском монастыре (православный женский Пюхтицкий монастырь Московского патриархата, расположенный на северо-востоке Эстонии – прим. Baltnews) – 11 заболевших. Снова и снова возникают очаги, которые связаны с церковными хорами или старыми православными традициями, как, например, целование креста, иконы или кольца попа. Или же входящие в группу риска старушки по старой традиции массово ходят черпать святую воду, используя для этого общую посуду. Или просто поют вместе в закрытом помещении, что с точки зрения коронавируса особенно опасно", – описывает подозрения в отношении русских популярный еженедельник Eesti Ekspress.
Не стану придираться к используемым терминам и осведомленности эстонских журналистов в православных традициях. Оставим это на их совести, если таковая все же имеется. Но кое-что узнать хотелось бы.
На основании чего был сделан вывод, что русские в Ида-Вирумаа, включая монахинь Пюхтицкого монастыря, ничего не знают о правилах безопасности и не стараются по мере своих сил их соблюдать?
Одной лишь статистики заболеваемости в регионе тут явно мало. Если брать общие цифры, то распространение вируса в Нарве лишь немного опережает аналогичные показатели Тарту (в котором до сих пор не введен, в отличие от Ида-Вирумаа, местный локдаун), и это совершенно необязательно связано с "развеселыми русскими традициями".
Весенняя вспышка заболеваемости на острове Сааремаа является тому наилучшим подтверждением. Ее причиной стало конкретное спортивное мероприятие, а не национальная принадлежность местных жителей (98% населения острова – этнические эстонцы). Кстати, на острове отмечались также массовые заболевания среди пожилых людей, в том числе в домах престарелых (они тоже черпали воду одной кружкой?). А вот статистика заболеваемости на северо-востоке страны тогда ничем особо не выделялась на фоне остальной страны.
Так, может, не стоит искать причины распространения коронавируса по национальному принципу?
Комментируя статью Eesti Ekspress, депутат Европарламента Яна Тоом в своем блоге в Facebook также выразила крайнее разочарование подобным подходом.
"Вот, оказывается, где собака-то порылась, иконы они целуют и святую воду из одной плошки хлебают, дикари такие. И ведь написано из лучших побуждений наверняка. И вспомнилась мне матушка Филарета (настоятельница Пюхтицкого монастыря – прим. Baltnews), имеющая диплом генного инженера. И, полагаю, понимающая о вирусах сильно больше коллектива авторов статьи, в которой о монастыре вот так мимоходом ляпнуто. Отвратительно", – написала евродепутат.
Социологи опровергают
Между тем еще весной, во время первой волны пандемии, по заказу Государственной канцелярии Эстонии социологической фирмой Turu-uuringute AS было проведено исследование об осведомленности русскоязычного населения страны в части государственных предписаний по предотвращению распространения коронавируса и их выполнению. Целых 97% русскоязычных людей указали, что осведомлены о требованиях государства "хорошо" или "скорее хорошо".
На основании полученных данных социологи пришли к однозначному выводу – русскоязычные жители Эстонии стали прилагать к противодействию вирусу даже больше усилий, чем эстонцы.
Вообще, представление русскоязычного населения и регионов их компактного проживания (наряду с Ида-Вирумаа обвинения уже звучат и в адрес русских жителей столичного района Ласнамяэ) как главных виновников проблем государства ничего, кроме межнациональных конфликтов, принести не может. Сколько бы эстонские политики ни говорили о необходимости интеграции в обществе, ни один нормальный человек не пойдет на сближение, если "начальство" постоянно говорит о его соседе как о "ходячей проблеме".
Впрочем, по всей вероятности, на деле сплочение общества эстонским политикам и не нужно, поскольку это лишило бы их возможности спекуляций на национальном факторе, а значит и шанса на переизбрание, а, возможно, и материальных вливаний извне на дело поддержания антирусского направления в политике.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.