Противником и врагом, которому не стоит совать нос в дела Эстонии, назвал Россию министр обороны республики Юри Луйк. В современной истории Эстонии, это, пожалуй, первый случай, когда эстонское официальное лицо прямо назвало Россию врагом своей страны.
"Каждый обученный эстонский солдат – это еще один солдат, с которым должен считаться наш враг. Это означает развитие самостоятельной обороноспособности Эстонии – показать противникам, что в случае агрессии они могут потерять больше, чем выиграть, и что мы можем защитить себя до прибытия союзников. Конечно, мы меньше, чем наш восточный сосед, но наших сил достаточно, чтобы дать понять противнику, что не стоит совать сюда свой нос. (…)
Оккупация Россией территорий Грузии, Крыма и война на востоке Украины продолжается и сегодня, за шесть лет там погибло более 13 000 человек. Чтобы такая печальная судьба не постигла Эстонию, твою семью, друзей и чтобы ты мог жить в свободной Эстонии, не опасаясь военного вторжения, для этого Эстонии нужна обученная армия, которая сумеет защитить нашу страну", – подчеркнул министр обороны Эстонии Юри Луйк в своем видеообращении к срочнослужащим.
Украинское влияние
Недружественная риторика по отношению к России со стороны официальных властей Эстонии продолжается все годы с момента обретения ею в 1991 году независимости. Однако трудно припомнить, чтобы на высшем уровне эстонские государственные деятели прямо называли Россию врагом. Даже самые критично настроенные к России эстонские политики предпочитали до сих пор в своих публичных высказываниях разделять идеологию и государство как таковое, так как прямое объявление страны врагом чревато крупными неприятностями на международном уровне.
Можно предположить, что нынешние слова Юри Луйка связаны со слишком частым общением с коллегами с Украины, для которых подобная крайняя риторика после государственного переворота 2014 года обычна.
На это намекает и упоминание самой Украины в данном выступлении. Но даже если это так, впору задаться вопросом – желает ли министр, чтобы Россия начала относиться к Эстонии точно так же, как к "стране победившего Майдана"?
Как ни странно, возможно, именно в этом и состоит его цель как действующего министра обороны Эстонии, ведь если Россию спровоцировать (хотя бы вербально), то под ответную реакцию легко будет вновь попросить денег у западных союзников на оборону от "ужасного соседа". Если же учесть, что мир все глубже входит в экономический кризис, а в США идет серьезная внутриполитическая борьба с непредсказуемым финалом, то напомнить о себе сейчас – самое время.
В ожидании американцев
На днях в эстонской прессе появилась информация, что США планируют перевести часть своих военных из проявившей своенравие по вопросу "Северного потока–2" Германии в Польшу и одну из стран Балтии.
"Я предоставил правительству свои предложения по укреплению двухсторонних отношений между нашими странами (Эстонией и США – прим. Baltnews). В прошлом году правительство приветствовало подобный документ, сегодня он уже учитывает новые реалии. Но, приняв этот документ прошлым летом, правительство дало четкий сигнал, что мы хотим видеть американских военных на постоянной основе здесь. В этом нет никаких сомнений, и наши дипломаты собирают новую информацию, чтобы сформировать свою позицию", – заявил в интервью телеканалу ETV министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу.
Естественно, что при выборе места размещения войск американцы будут учитывать различные факторы, и тут "воинственность" и "смелость" местных властей в деле противостояния России явно воспримут благожелательно.
Аргументы в пользу Эстонии придает и недавнее решение закупить для нужд Сил обороны до 300 бронетранспортеров нового поколения, что станет самой масштабной закупкой военной техники в истории страны.
Тот факт, что все это может крайне негативно сказаться на эстонско-российских отношениях, руководство Эстонии намеренно в расчет не принимает, так как надеется лишь на прямую финансовую поддержку со стороны западных союзников, играя полностью по их правилам.
Одновременно раздувание очередной волны антироссийской истории, вероятно, рассматривается эстонскими политиками как возможность отвлечь население от прогнозируемых осенью вызванных пандемией коронавируса экономических проблем. Как бы то ни было, но появление в риторике официального Таллина в отношении России слова "враг" можно считать новым этапом в истории двусторонних отношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.