Планета столкнулась с противником, который опасен для каждой страны и человека, живущего в ней. Коронавирус – это незримый враг, который провоцирует не только смертность среди населения, но и проблемы в экономике, логистике, уровне жизни. Из-за пандемии многие страны стали вести себя крайне жестко, забывать об обещаниях перед союзниками.
Впрочем, это еще не значит, что мир ждут страшные потрясения, а каждая страна в итоге будет по умолчанию считать своих соседей врагами. История уже знает случай, когда мир столкнулся с огромным вызовом – Второй мировой войной. Конечно, это не то же самое, что и пандемия.
Но в целом, нацизм и агрессивные планы "стран Оси" во главе с гитлеровской Германией – это был вызов всему миру. Однако народы многих стран показали, что могут объединяться, забыв про претензии, политические убеждения и другие разногласия.
Как Восточная Европа и Москва добивались успеха вместе
Сегодня правительствам многих стран следует поучиться у предков, которые сплотились перед лицом опасности в виде нацизма и бесчеловечной военной машины "Третьего Вермахта". Следует отметить, что жители Восточной Европы боролись с фашистами вместе с советской армией, даже несмотря на то, что на их родной земле, по сути, не было правительств (либо они были марионеточными – подчиненными Берлину). Люди понимали, что, лишь объединившись, можно справиться с врагом.
Как рассказал Baltnews историк и журналист Максим Артемьев, история Второй мировой насчитывает немало примеров успешного сотрудничества населения стран Восточной Европы с Советским Союзом в борьбе с нацистской Германией. Лучше всего, пожалуй, начать с самой крупной страны в этом регионе – с Польши.
"В 1943 году в СССР сформировали Первую польскую пехотную дивизию имени Тадеуша Костюшко. В ее составе были поляки, оказавшиеся после 1939 года на территории Советского Союза, а также военнослужащие, которые не пожелали уезжать в 1942 году на Запад с армией генерала Андерса. Они с 1943 года принимали участие в боях, а в 1944 году было создано еще и Первое войско польское. Эта армия дошла с СССР до самого Берлина и боролась за его освобождение. Потом еще через несколько месяцев была создана Вторая армия войска польского, которая приняла участие в последних месяцах войны в борьбе с нацистской Германией", – рассказал историк.
Максим Артемьев подчеркнул, что в итоге вместе с СССР бок о бок сражались в общей сложности около 200 тысяч поляков. Они в основном были оснащены и вооружены Советским Союзом и координировали свои действия с Москвой. Впрочем, такое сотрудничество было не только с поляками. Была еще и Чехословакия. Разумеется, она на момент Второй мировой была разделена. Чехия – оккупирована немцами с 1939 года, а Словакия стала тогда отдельным государством.
"Тем не менее ряд чехов и словаков попали в СССР. Из них с 1942 года начали создавать 2-й чехословацкий отдельный пехотный батальон. На его основе потом была создана 1-я чехословацкая отдельная бригада. На протяжении последних двух лет Второй мировой она в составе советской армии принимала участие в сражениях с немцами. Эта армия помогала в боях за Чехословакию, освобождая эту страну", – напомнил историк.
Кроме того, была еще и Югославия. Максим Артемьев отметил, что в этой стране во время оккупации было сильное партизанское движение, которое боролось с нацистами. Его возглавляли коммунисты во главе с Иосипом Броз Тито, который считался союзником Сталина. СССР поначалу оказывал помощь партизанам, а в 1944 году, когда советская армия уже прошла через Румынию и Болгарию, СССР вместе с Югославской народной армией вместе проводили бои за освобождение Белграда. Это был яркий пример сотрудничества и братства по оружию армий двух стран.
"Не нужно забывать, что и у Польши, и у Чехословакии к 1941 году имелись правительства в изгнании. Они не признавали итогов немецкой оккупации. При этом если, скажем, правительство Польши до 1941 года занимало антисоветскую позицию, то в 41-м году, после нападения Гитлера на СССР, оно на 180 градусов поменяло свое мировоззрение. С Советским Союзом тут же был подписан договор о сотрудничестве, после этого, кстати, и создали армию Андерса, которая не стала воевать на советско-германском фронте, а была отправлена в Иран, после чего ее переместили для ведения боев в Западной Европе.
Что же до чехословацкого правительства в изгнании, то его отношения с Москвой были очень хорошими всю Вторую мировую. Эдвард Бенеш, который возглавлял правительство в изгнании, заключил договоры о взаимодействии и сотрудничестве с Советским Союзом. Даже после прибытия в Прагу, освобожденную СССР, он до конца жизни поддерживал теплые отношения с политиками из СССР и его народом", – рассказал историк.
Когда личные интересы и убеждения ушли на второй план
Разные страны стремились окончить Вторую мировую и победить нацизм. Никто из них не пытался доказать свое превосходство перед кем-либо. Рядовые бойцы из России, Эстонии, Словакии, Казахстана, Испании или Венгрии не соревновались в том, кто в определенный день внес больший вклад в Победу. Они просто боролись с нацистами, которые убивали миллионами или отправляли людей в концлагеря. Все остальное не имело значения.
Как рассказал в беседе с Baltnews историк, публицист Евгений Трифонов, люди из Восточной Европы, других частей континента и вообще по всему миру боролись вместе:
"На берегу крохотной речки Ликова (Московская область), в парке, стоит обелиск в память советских воинов, погибших на этом рубеже в декабре 1941-го. Обычный памятник, только фамилии павших – латышские. Ничего удивительного: на этом рубеже сражалась 201-я Латышская стрелковая дивизия".
К чему об этом говорить сегодня? К тому, что мы очень много слышим и читаем о латышских коллаборационистах, о парадах бывших эсэсовцев в Риге. А о латышах – бойцах Красной армии – почти забыли. Кто слышал имена Мурниекса, Эглитиса, отца и сына Укстиньшей, Дрейфелда, Эдольфа, Розенталя, Копштанса? Не слышали? А о героической обороне Лиепаи в июне 1941-го? Тоже нет? Так вот: эти люди – мирные жители латвийского города, ставшие героями его обороны от гитлеровцев", – напоминает историк.
Евгений Трифонов считает, что 9-го мая нужно вспомнить всех, кто воевал за Победу. Ее нельзя делить ни на политические знамена, ни на национальные квартиры. Когда начинают мериться тем, кто больший герой, кто пролил больше своей и вражеской крови – это стыд и срам. Это принижает всех участников войны, деформирует память о ней. Нельзя оставлять без чести и славы тех, кого сейчас нередко считают чужаками.
"Вне зависимости от их взглядов и политической принадлежности. Чешского капитана Павлика – единственного командира, отказавшегося сдаться и вступившего в бой с гитлеровскими частями в 1939-м. Польских солдат Армии Крайовой (не Войска Польского), штурмовавших Вильнюс и Львов вместе с советскими войсками. Австралийских летчиков, защищавших небо Мурманска. Греческих крестьян из деревни Канданос, атаковавших немецких парашютистов с ножами и мотыгами в руках.
Мы знаем, что на фронтах Великой Отечественной воевали испанцы – летчики, разведчики, партизаны. Но сколько их было? Официально – около 800, но это только те, кто получил советское гражданство. Воевали и сотни "лиц без гражданства", ни в каких списках не числившиеся.
Александр Бек в "Волоколамском шоссе" упоминает, что под Москвой воевал… испанский батальон. Какой батальон? Нет документов о его существовании. Понятно, что, когда немцы штурмовали Москву, было не до формальностей, и на фронт уходили люди без документов – своего рода партизанские отряды. В том числе испанские", – рассказывает публицист.
Мы знаем, что в годы войны Монголия помогала Красной армии дубленками, лошадьми, перечисляла деньги на строительство танков и самолетов. Евгений Трифонов напоминает, что монголы воевали и на фронте. Студенты, курсанты, разнообразные командировочные, оказавшиеся в СССР.
В Монголии считают, что в РККА воевало около 500 соотечественников, но документы сохранились только о нескольких. К примеру, Должинсурэнгийн Сухээ работал в посольстве Монгольской Народной республики в Москве, был арестован и осужден. Когда началась война, оказался на фронте, сражался на Ленинградском фронте в морской пехоте. Ходил за линию фронта, брал "языков". Был тяжело ранен. Его история стала известной случайно: он остался жив, вернулся на родину, успел повоевать в 1945-м и получил орден "Полярная звезда". А сколько не вернулось?
"Сколько китайцев сражалось в Красной армии – неизвестно даже приблизительно. Известно только, что были. Почему неизвестно? Политика-с…
Победу приближали очень разные люди. Венгр Эндре Байчи-Жилински – аристократ, правый политик и депутат хортистского парламента, открыто выступавший против участия своей страны в войне с СССР. Он организовывал Движение Сопротивления, куда вошли левые и правые. Был арестован, бежал, пытался поднять восстание в Будапеште, опять был схвачен немцами и погиб. Но остался среди тех, кто приближал Победу.
Таких было много. Немецкая молодежь из "Белой розы". Папуасы Новой Гвинеи, спасавшие раненых солдат Королевы. Бразильские "морские фузилеры", освободившие от немцев Турин. Датские подпольщики, взорвавшие железнодорожный мост "Лонгебю", заблокировавший 17 крупных немецких судов вплоть до конца войны. Аргентинский пилот-истребитель Кеннет Чарли, добровольно вступивший в британские ВВС и получивший прозвище "Черный рыцарь Мальты": он сбил 18 немецких самолетов", – перечисляет малоизвестные факты для современного обывателя историк.
Евгений Трифонов убежден, что 9 мая мы по праву вспоминаем своих героев. Но он также считает, что все, кто воевал ради Победы, – наши. Помнить нужно всех, а также не забывать, что мы можем объединяться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.