В своей статье, опубликованной в американском издании National Interest, Калеб Ларсон отметил, что российские мобильные ракетные комплексы имеют целый ряд преимуществ перед комплексами шахтного базирования. И это при том, что мобильные комплексы не имеют такой защиты, как шахтные.
По данным Центра международных и стратегических исследований, приведенных Калебом Ларсоном, российская коллекция ракет, оставшаяся со времен СССР, является крупнейшей в мире по количеству и видам оружия.
"Россия остается ведущей силой в разработке ракет всех видов, и российские стратегические ракетные силы составляют значительный элемент военной стратегии Москвы [...] от предотвращения доступа к зонам локальных конфликтов до доставки стратегического ядерного оружия через континенты", – отмечает автор.
Особенно подробно Ларсон выделил три системы. Первая – это советский тактический ракетный комплекс дивизионного звена "Тосочка". В советскую армию он поступил еще в 1975 году. На западе он именовался SS-21 Scarab.
В "Тосочке" применяются различные типы боеголовок – в том числе ядерные. Пусковая установка стоит на автомобильном амфибийном шасси, это значительно расширяет ее мобильность. Подготовка к самому пуску составляет всего 16 минут.
Заменил "Тосочку" в составе армии комплекс "Искандер", по классификации НАТО – SS-26 Stone.
"У комплекса немного улучшенный радиус действия и боеголовка большего размера. Для наведения ракеты используется комбинация ГЛОНАСС, инерциального и следящего за землей радара. Он крайне точен и имеет вероятность круговой ошибки от пяти до десяти метров или от 16 до 32 футов", – пишет Ларсон.
Транспортер, на котором передвигаются "Искандеры", тоже принадлежат к классу амфибий. Крышка пусковой установки бронирована, что обеспечивает большую защиту ракетного груза, чем это было у других транспортных систем.
Последний приведенный комплекс – "Оникс". Выпускается он в противокорабельном и наземном вариантах. В классификации НАТО – SS-N-26 Strobile. Наземный комплекс был успешно экспортирован в Индонезию и Вьетнам. Орудия также приобрела Сирия, однако большинство из них было уничтожено во время авиаудара Израиля в 2013 году.