Гонка вооружений XXI века: новейшая история гиперзвукового противостояния России и США

Презентация новейшей ракеты «Авангард»
Министерство обороны РФ

Алиса Чирко

Третье десятилетие мир встретил, стоя на пороге новой холодной войны. Одним из тревожных признаков, которые это подтверждают, является развернувшаяся в последние годы гонка гиперзвуковых вооружений между Россией, США и Китаем.

Международную напряженность, которая наступила после крымского кризиса 2014 года, многие публицисты поспешили окрестить Второй холодной войной. На мой взгляд (автор Алиса Чирко – прим. Baltnews), такое утверждение несколько преждевременно. При этом нельзя отрицать, что почти с каждым годом признаков наличия такого рода конфликта прибавляется все больше.     

Российский гиперзвук

"На сегодняшний день у нас уникальная ситуация в нашей новой и новейшей истории: догоняют нас. Ни у одной страны сегодня нет гиперзвукового оружия вообще, а гиперзвукового оружия континентальной дальности тем более", – заявил президент РФ Владимир Путин 24 декабря 2019 года на расширенном заседании коллегии Министерства обороны.

Российское гиперзвуковое оружие представлено авиационно-ракетным комплексом "Кинжал" ракетным комплексом стратегического назначения с гиперзвуковым планирующим крылатым блоком "Авангард", ракетным комплексом стратегического назначения РС-28 "Сармат" и гиперзвуковой крылатой ракетой 3М22 "Циркон".

Стоит отметить, что 28 декабря Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) РФ объявили, что на боевое дежурство заступил первый полк, вооруженный ракетными комплексами "Авангард". 

"Это очень важное событие, учитывая, что ракетный комплекс "Авангард" благодаря особенностям гиперзвукового планирующего блока, который постоянно меняет траекторию, выполняя боевую задачу, неуязвим для перехвата", – рассказал главный редактор журнала "Национальная оборона" Игорь Коротченко порталу Baltnews.

По словам эксперта, этот новейший российский комплекс обнуляет планы США создать глобальную систему противоракетной обороны (ПРО), которая развязала бы Америке руки для первого безнаказанного удара в расчете на то, что США смогут перехватить ответный удар возмездия.

"Постановка на боевое дежурство комплекса "Авангард" – это вклад России в мировую стратегическую стабильность, в обеспечение мира, безопасности и в то, что никто не посмеет развязать Третью мировую войну", – подчеркнул Коротченко. 

Здесь стоит сказать, что реакция американских партнеров на появление у России нового оружия была весьма бурной.

"В декабре [2018 года], когда Россия испытала "Авангард"… я была дома и смотрела новости. И там были очень расстроены: "Боже мой, они испытали эту ракету, и мы не можем от нее защититься!". Но мы не можем защититься и от обычных быстролетящих баллистических ракет России или Китая", – заявила эксперт службы исследований конгресса США Эми Вулф, выступая в центре Карнеги в Вашингтоне.

Экс-советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон дошел даже до того, что прямо обвинил Москву в краже гиперзвуковой технологии у Вашингтона.

"Несмотря на то, что российская экономика примерно сопоставима по масштабам с экономикой Нидерландов, РФ все равно тратит достаточно средств на оборону, чтобы иметь возможность модернизировать ядерный арсенал и разрабатывать новые виды средств доставки [ядерных боеголовок] – ракеты с планирующим гиперзвуковым боевым блоком, гиперзвуковые крылатые ракеты, причем используя при этом технологии, многие из которых были украдены у США", – заявил он в интервью "Голосу Америки". 

Запуск новейшей ракеты «Авангард»
Министерство обороны РФ
Запуск новейшей ракеты «Авангард»

А что у американцев?

На самом деле заявление бывшего советника президента Дональда Трампа Джона Болтона не выдерживает никакой критики. Так как даже на сегодняшний день рабочей гиперзвуковой технологией США не обладают. Превосходство РФ и Китая в этой области признано даже высшим руководством Пентагона.

Например, в декабре 2019 года глава Пентагона Марк Эспер заявил, что американцы "вынуждены нагонять" Москву и Пекин, задействуя для этого "все доступные финансовые ресурсы".

А исполняющий обязанности министра Военно-морских сил США Томас Модли вообще сравнил нынешнее отставание Вашингтона с запуском первого искусственного спутника Земли, который СССР осуществил в 1957 году, и с появлением ядерного вооружения.

"В действительности возможные способы применения гиперзвуковых технологий уже изменили пространство ведения боевых действий точно так же, как это было с ядерными технологиями в прошлом веке. Поэтому мы, когда речь идет о гиперзвуковом оружии, должны объявить общую команду "Полный вперед!" – заявил он в начале февраля. 

Справедливости ради стоит отметить, что попытки разработать гиперзвуковое оружие у США все же были.

"У нас были две программы... – HTV-1 и HTV-2 под эгидой DARPA (англ. Defense Advanced Research Project Agency – Управление перспективных исследовательских проектов Минобороны США). Они не сработали. Что мы сделали после их провала? Мы начали многолетние исследования этих неудач, а затем закрыли программы. Ускоряются не таким образом", – заявил заместитель главы Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Джон Хайтен, выступая в Центре стратегических и международных исследований в Вашингтоне 18 января.  

Теперь же, когда Москва и Пекин со своими гиперзвуковыми комплексами буквально наступают Вашингтону на пятки, Пентагон снова пошел в наступление, выделяя на гиперзвуковые исследования по одному миллиарду долларов ежегодно.

Запуск ракеты "Сармат" с космодрома "Плесецк"
Министерство обороны РФ
Запуск ракеты "Сармат" с космодрома "Плесецк"

"Совершенно баснословные деньги отвалили в военный бюджет США – 740 миллиардов долларов. Туда даже вогнали 763 миллиона долларов на "противодействие России". Вгоняя туда бешеные деньги, они, конечно, значительную часть отводят на космические силы, но также часть денег пойдет на создание гиперзвуковых ракет", – рассказал военный политолог, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин порталу Baltnews.

Помимо американцев, гиперзвук "догоняют" и остальные страны. Так, Франция намерена принять на вооружение гиперзвуковую крылатую ракету к 2022 году, а Япония хочет создать гиперзвуковой планирующий боевой блок в 2026 году. Австралия объединила свои усилия с США по разработке гиперзвукового планирующего боевого блока, скорость которого должна составить 8 чисел Маха. У Индии есть совместные планы создания гиперзвуковой крылатой ракеты совместно с Россией.

Чем опасна гиперзвуковая гонка вооружений

В ноябре 2019 года в офисе Института ООН по проблемам разоружения (UNIDIR) в Женеве прошли первые командно-штабные учения по гиперзвуковому оружию. Военные, дипломаты и эксперты из 16 стран смоделировали возможные конфликты с применением гиперзвукового оружия, которые, с учетом нынешней гонки, могут произойти уже в 2023 году. По итогам этих учений был выпущен доклад, который состоит из пяти главных выводов. И выводы эти для международной безопасности весьма тревожны.

Первый вывод отражает основную идею этой статьи – очевидно, что создание гиперзвуковых систем ускоряет гонку вооружений между ведущими странами. При этом отмечается, что следует учесть не только сами гиперзвуковые ракеты, но и средства их перехвата.

"Не надо абсолютизировать гиперзвуковое оружие. Существуют не только гиперзвуковые ракеты, существует целый комплекс вооружения и боевой техники, систем обеспечения полета гиперзвуковых ракет, который обеспечивает действие этого оружия. То есть не просто так – одна ракета полетела, и все будут равняться на эту ракету. Есть еще системы наблюдения, распознавания, обнаружения и так далее", – отметил военный эксперт Виктор Литовкин в разговоре с Baltnews.

Вторым пунктом в докладе UNIDIR отмечается, что на данном этапе не совсем понятна практическая значимость гиперзвуковых систем – то есть нет понимания, как их применение скажется на ходе какого-либо реального конфликта.  

Кстати, некоторые американские эксперты, чтобы оправдать отставание США, пытаются нивелировать значимость гиперзвуковых вооружений в принципе. 

Так, приглашенный научный сотрудник Школы международных отношений имени Эллиота Университета Джорджа Вашингтона Иван Элрих в своей статье, опубликованной в "Бюллетене ученых-атомщиков" в декабре 2019 года, выразил мнение, что сторонниками гиперзвукового оружия являются в основном официальные представители военных ведомств, которые хотят его получить, оборонные фирмы, которым выгодно его создавать, а также небольшое количество внешних экспертов в области самых современных технологий. 

Александр Савельев, специалист в области ракетной техники, который был советником в ходе американо-российских переговоров по договору СНВ-1 в период с 1989 года по 1991 год, заявил, что стратегическое влияние российского гиперзвукового оружия является преувеличенным. По его словам, комплекс "Авангард" не следует рассматривать как оружие первого удара, поскольку низкая точность боевого блока этой ракеты, судя по всему, ограничивает ее контрсиловой потенциал. 

Из этого прямо вытекает третий вывод – гиперзвуковые вооружения повышают риски неправильной трактовки действий вероятного противника, а значит – непреднамеренной эскалации конфликтов.

Поскольку в гиперзвуковые комплексы могут входить как обычные, так и ядерные ракеты, у потенциального противника нет возможности предварительно узнать, какого именно типа оружие на него направлено, что чревато угрозой превентивного удара.

Четвертым пунктом эксперты UNIDIR отмечают, что появление гиперзвуковых комплексов еще более запутает и без того сложную ситуацию в сфере контроля над вооружениями и разоружения. 

Например, в декабре 2019 года США уже испытали баллистическую ракету, запрещенную договором РСМД, из которого вышли еще раньше в августе.

"Мы идем по пути ракетной программы. Если поместить баллистическую боеголовку на легкую гиперзвуковую ракету, то это будет за пределами соответствия ДРСМД. Мы рассматриваем такие возможности", – прямо заявил исполняющий обязанности министра сухопутных сил США Райан Маккарти, выступая в Фонде защиты демократии в Вашингтоне.

Наконец, в заключение доклада UNIDIR говорится, что появление новых систем вызовет целый ряд дополнительных сложностей с точки зрения режима уведомления о ракетных пусках или экспортного контроля.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме