После 2014 года, когда против Российской Федерации ополчилась практически вся Европа, а санкции стали новым "хобби" стран ЕС, Кремль четко понял, что нужно серьезно заниматься собственным производством. Также было предельно ясно, что необходимо самостоятельно налаживать инфраструктуру для экспорта, в том числе и в Евросоюз, который хоть и говорит об "агрессии России", но торговые контракты рвать не торопится.
Ленинградская область заменит всю Прибалтику
Особенно это стало актуальным после целой череды демаршей со стороны государств Балтии, которые наивно думали, что Москва не сможет обойтись без портов и перевалочных терминалов в Эстонии, Латвии и Литве, а значит, можно не переживать о потере транзита. Но оказалось, что беспокоиться все-таки надо было, причем сильно.
В Ленинградской области, как грибы после хорошего дождя, стали появляться новые заводы, склады, коммуникации.
Практически за один год "вырос из ниоткуда" город Усть-Луга, который уже в 2019 году, судя по объему грузопотока (103,85 млн тонн), можно смело считать "могильщиком" прибалтийских портов.
Но на этом Москва не остановилась. Кроме Усть-Луги, она готовит еще один "сюрприз" – это порт Высоцк (Выборгский район Ленобласти). Впрочем, такой объект не является сам по себе "козырем" в наращивании экспорта российских товаров и сырья, идущих в Европу. Его логичнее воспринимать как некую платформу, на базе которой создаются заводы и перевалочные пункты, которые в перспективе окончательно сделают прибалтийские порты бесполезными.
Один из них – это завод по производству метанола. Впрочем, в перспективе в Ленобласти будут возведены еще пять таких же объектов. Эксперты уже сейчас пророчат экономический бум благодаря таким заводам. Очевидно, что вся инфраструктура при этом рассчитана на работу исключительно российских предприятий и порта. Никаких посредников и никаких прибалтийских (или даже финских) морских гаваней и пунктов перевалки.
Метанол – товар, которому рады везде
В Выборгском районе будет построено предприятие, примерная стоимость которого – 92 млрд рублей. Завод по созданию метанола будет возводить компания ООО "ГазСинтез". Известно, что проектные работы будут завершены к концу 2020 года. В 2023 году такой объект, кстати, расположенный прямо в порту Высоцк, будет сдан в эксплуатацию.
На первый взгляд, для простого обывателя подобное событие не отличается какой-то эпохальностью или предвестником больших перемен в регионе. Допустим, построят завод, хорошо, но не станет же он главным драйвером экономики страны или даже области, как только заработает, верно? Отчасти да.
Но с другой стороны, в пресс-службе губернатора и правительства Ленобласти не просто так ведь заявили, что проект должен пройти детальное рассмотрение на межведомственной комиссии по размещению производительных сил в регионе. Это значит, что старт работы такого завода – это явно не рядовое событие.
Чтобы дальше не тянуть интригу, перейдем к главному. Метанол – это сегодня один из важнейших по значению продуктов химической промышленности. Он нужен в нефтеперерабатывающей отрасли, газовой промышленности, в качестве добавки к топливу и много где еще.
Все привыкли к тому, что главный "козырь" России – это нефть и газ. Однако это далеко не полный список ресурсов, которые не только Европа, но и другие страны готовы выкупать в огромных количествах.
Россия является одной из немногих стран, которая не просто экспортирует метанол, но еще и добилась полной независимости от импортных технологий и оборудования, которые нужны для его производства.
Недавно компания Vygon Consulting опубликовала данные исследований, согласно которым за ближайшие семь лет мировое потребление метанола должно вырасти на 60,5%. Кроме спроса в производстве, метанолу рады все судовладельцы мира, поскольку переход морских судов на заправку таким ресурсом намного удешевляет путешествия.
В общем, рынок метанола по всему миру растет (около 5-6% каждый год) и Россия быстро "вливается в мейнстрим" – экспорт этого ресурса в 2019 году вырос на 15-20% и приближается к двум миллионам тонн.
И вот теперь в Ленобласти строится завод, который в одиночку готов выдать 1,6 млн тонн в год (данные Научно-исследовательского и проектного института карбамида). Нетрудно догадаться, что подобный объект принесет стране, области и тем, кто займется транспортировкой его продукции, серьезные деньги.
Что упустила Прибалтика
Если появление Усть-Луги можно считать следствием недальновидной политики Эстонии, Латвии и Литвы, которые сами же подтолкнули Москву к поиску альтернативы прибалтийского транзита, то постройка завода в Высоцке – это, пожалуй, шанс, который Рига, Вильнюс и Таллин "проморгали".
Кстати, после возведения такого объекта в Ленобласти планируют создать еще пять таких же предприятий. После их запуска эксперты оценивают увеличение российского экспорта метанола до 8 млн тонн в год.
Еще один важный момент – у России цена такого продукта, если мы говорим о его продаже в Евросоюз, выходит немного дешевле, чем у стран Ближнего Востока.
По сути, в порту Высоцк появился объект, который открывает метанолу "ворота" в ЕС, вытесняя конкурентов. А ведь если бы Литва, Латвия и Эстония не увлекались русофобией, вполне может быть, что можно было бы "привязать" российский экспорт такого ценного продукта к своим перевалочным терминалам, портам и железным дорогам. Транспортировка метанола могла бы приносить серьезную прибыль прибалтийским республикам, бюджет которых до неприличия зависит от дотаций со стороны ЕС.
Самое обидное для Эстонии, Латвии и Литвы – что шанс ведь действительно был. Главные факторы, сдерживающие российский экспорт метанола, – это слабая логистическая инфраструктура.
На всю Россию есть только один портовый терминал по перевалке такого продукта, который находится в порту Находка. Все. Больше у Москвы вариантов не было. Россия вынуждена пользоваться терминалом "Виларис" (на белорусско-польском погранпереходе Брузги – Кузница) и финским портом Котка.
А ведь Прибалтика имеет колоссальную инфраструктуру для перевалки разных грузов. Можно ведь было организовать модернизацию и адаптацию своих морских гаваней для перевалки метанола. Можно было договориться с РЖД, чтобы метанол пересекал российскую границу по железной дороге к прибалтийским портам. Теперь уже поздно, Ленинградская область вскоре станет "метаноловым Эльдорадо", которое ни в чьей помощи не нуждается.
Прибалтика направила деньги не туда
А чем же таким важным Эстония, Литва и Латвия занимались все то время, когда Россия металась, пытаясь найти "ворота" для экспорта столь ценного продукта?
Просто смотрим на знаковые события последних лет в Прибалтике: запуск Balticconnector, старт проекта по газовой перемычке Польши и Литвы, постройка СПГ-терминала в Палдиски (Эстония), продление аренды литовского СПГ-терминала Independence. Везде одна и та же цель – освободиться от российского газа. Правда, прибалтийские СПГ-терминалы в итоге закупают сжиженный газ у "Новатэка", а в новые трубопроводы, очевидно, будут закачивать все то же ненавистное "голубое топливо" из Москвы.
А ведь на все эти перемычки, трубопроводы и терминалы Эстония, Латвия и Литва потратили уйму времени, сил и денег. С последним, правда, активно помогал ЕС, но что мешало попросить у Евросоюза финпомощь на организацию инфраструктуры по перевалке метанола?
Брюссель ведь только рад закупать его у России. Только за 2019 год в Европу отправилось 1,8 миллиона тонн российского метанола.
А теперь все, "поезд уехал". Москва сама будет заниматься перевалкой метанола и, следовательно, снимать все "сливки" от транспортировки столь ценного продукта. Конечно, завод в Высоцке будет готов только в 2023 году, а его аналоги, возможно, еще позже, но процесс уже запущен, поэтому прибалтийские альтернативы, даже если они появятся, уже никому не интересны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.