15 ноября чешские СМИ рассказали о том, что староста района Ржепорье Павел Новотны выступил с идеей "восстановления образа" генерала Андрея Власова, которому, с его слов, чехи должны быть "благодарны" за то, что с 6 по 7 мая 1945 года он пытался "освободить" Прагу от Красной армии.
И это уже не первый случай попытки "переписать историю" Второй мировой войны в Чехии. Так, в сентябре руководство другого района – Прага-6 – приняло решение перенести в музей памятник советскому маршалу Ивану Коневу.
Реакция посольства
Посольство России в Чехии отреагировало на предложение Новотны в Facebook.
"Хотели бы напомнить, что Русская освободительная армия являлась коллаборационистским вооруженным формированием, созданным нацистским руководством Третьего рейха. В соответствии с Уставом Международного военного трибунала в Нюрнберге злодеяния А.А. Власова и его приспешников квалифицируются как участие в совершенных нацистами военных преступлениях и преступлениях против человечности и пособничество им (принципы Нюрнбергского трибунала подтверждены с участием ЧСР в резолюции 95(1) Генассамблеи ООН от 11 декабря 1946 г.)", – отметили российские дипломаты.
Как подчеркнули в посольстве России, установление подобного монумента станет пособничеством былым преступлениям нацистов и их приспешников:
"В случае установки памятника "власовцам" в районе Прага-Ржепорые это стало бы нарушением обязательств Чехии как участника Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г. В ней, в частности, закрепляется, что к таким преступлениям (а не только к совершившим их лицам) "никакие сроки давности не применяются, независимо от времени их совершения", – заявили в российском посольстве.
Зверь Русской освободительной армии
Образование Русской освободительной армии (РОА – запрещенная в РФ организация) стало одним из самых грязных пятен советской истории. Настроенные против советской власти бывшие советские граждане под командованием Андрея Власова примкнули к воинским формированиям Вермахта. Точных данных о том, сколько бойцов входило в Русскую освободительную армию (РОА), до сих пор нет.