Затягивание поясов
"Первый шаг – отменить или отложить как можно больше инвестиций, но с учетом размера суммы этого не хватит", – так недавно прокомментировал генеральный директор Департамента полиции и погранохраны Эстонской республики Элмар Вахер планы нового правительства по сокращению расходов министерств.
Новая бюджетная стратегия государства предусматривает необходимость урезания затрат ведомств уже в следующем году на 3,2%, в 2021 году – на 4,4%, в 2022 году – на 1,7%, а в 2023 году – на 1,8%. Тогда Вахер предположил, что эти меры экономии повлекут за собой не только "ужимание" зарплат и технических расходов ведомства, но и сокращение штата его работников. По меньшей мере, около 100 полицейских и пограничников могут потерять работу – заметное количество по местным меркам, особенно для недовольных действиями новой парламентской коалиции.
Не сказать, чтобы это было громом среди ясного неба – соотносить расходы и доходы приходится во всех странах, пусть это и не всегда по нраву чиновникам. Но в Эстонии это обострило политическую напряженность.
На фоне долгого противостояния между эстонскими партиями слова Вахера породили нешуточные страсти. Вскоре министр финансов Мартин Хельме, тогда временно заменявший своего отца и лидера EKRE Марта Хельме на посту главы МВД, опубликовал в Facebook гневное опровержение этой "нелепице".
"Удивительно читать эти нелепые лженовости, которыми травят МВД в СМИ и в которых нет ничего общего с реальностью" – отозвался он на публикацию слов Вахера. Хельме заявил, что на самом деле речь идет о реформировании структур ведомства и приведении его в порядок.
Более того, Хельме предположил, что в этом случае можно говорить о недопустимом поведении Элмара Вахера – фактическом использовании подчиненных для шантажа в переговорах о бюджете, и сообщил о разрыве трудовых отношений МВД с главой полиции. Этими словами министр финансов зажег фитиль рядом с пороховой бочкой эстонской политики.
Кофе и пироги
Элмар Вахер не собирался терпеть обвинения в намеренной дезинформации и уходить в отставку. Чиновник заявил, что "один член правительства давит на меня, чтобы я ушел" и подчеркнул, что такое решение может принять только правительство республики.
Оппоненты EKRE восприняли действия Хельме как давление по политическим мотивам – тем более, что националисты с соответствующим предложением к партнерам по правящей коалиции не обращались. Кроме того, премьер-министр Юри Ратас встал на сторону Вахера и заявил о полном доверии главе эстонской полиции.
Хельме-младший запоздало признал, что эти заявления, равно как и последующие попытки вручить Вахеру готовое заявление об уходе и приказ об освобождении от занимаемой должности, вышли за пределы его полномочий.
Однако взрыв был уже неизбежен. Лидеры Партии реформ и Социал-демократической партии, находящихся сегодня в оппозиции, воспользовались шансом и поставили премьеру ультиматум – или он отправляет обоих Хельме в отставку, или они начинают собирать подписи для выражения вотума недоверия как семейству, так и самому премьеру.
16 августа эстонский премьер в частном порядке встретился с Мартом и Мартином Хельме – скандал вокруг Вахера поставил под угрозу нормальную работу правительства и грозил развалом коалиции центристов, EKRE и Isamaa ("Отечество").
Вроде бы сторонам удалось найти путь к решению конфликта – представители EKRE признали свои ошибки и пообещали, что будут способствовать урегулированию. "Я рад, что после чрезмерно эмоциональных и поспешных шагов ситуация успокоилась и как министры, так и гендиректор выразили желание восстановить конструктивное сотрудничество, ориентированное на конкретные результаты. Это важный прорыв в нынешней ситуации", – написал тогда в соцсетях Ратас.
В свою очередь Мартин Хельме поспешил успокоить граждан, пояснив, что "на политическом небе, конечно, всё не так безоблачно, как при наших вечерних посиделках с кофе и пирогом, но таких черных штормовых туч, о которых пишут СМИ, уж точно нет".
Тем не менее, поставить точку в этом конфликте политикам не удалось – крови Хельме продолжили требовать не только противники правящей коалиции вроде лидера Партии реформ Каи Каллас, но и президент Эстонии Керсти Кальюлайд.
Политические игры
Кальюлайд уже не в первый раз выражает свои антипатии к EKRE. И 19 августа президент страны также высказалась вполне определенно: "Моя позиция очень проста: я считаю, что министр должен подчиняться законам. А если министр им не подчиняется, он идет против правового государства. По-моему, это была серьезная попытка "вырулить наше государство в кювет". И я считаю, что такому министру не место в правительстве. Но в Эстонии такие решения принимают правительство и парламент".
Более того, в тот же день президент вызвала на ковер премьер-министра, чтобы выслушать его точку зрения по поводу затянувшегося скандала вокруг Вахера.
Слова президента лишь подстегнули эмоции правых политиков. По мнению Мартина Хельме, Кальюлайд "выразила ненависть к одной из парламентских партий. Она позиционировала себя как оппозиционный лидер, чья резиденция в Кадриорге. Она не понимает, в чем заключается ее роль в парламентарном государстве".
Министр финансов счел это нарушением принципа нейтралитета президента в Эстонской Республике, предложив ей самой подать в отставку, а также в очередной раз обвинил оппозицию в попытках развалить правящую коалицию. Акцент конфликта однозначно сместился с фигуры Вахера на давнее противостояние EKRE с оппонентами и личную неприязнь политиков.
Обе стороны видят в сложившейся ситуации хорошую возможность для пиара. EKRE говорит о безуспешных попытках бывших правящих партий вернуть себе власть. По мнению националистов, на фоне падения своих рейтингов те раздувают конфликт с целью отставки правительства, в то время как EKRE самоотверженно борется с неэффективным управлением в государственных структурах ради прекрасного будущего страны.
Оппоненты, в частности Партия реформ, обвиняют их в творимом беззаконии, стремясь представить происходящее борьбой "светлых сил" против "сил зла". Каждая из сторон говорит о правовом государстве и политической ангажированности антагонистов.
Однако эти противоречия вокруг высших эстонских чиновников и заявления опасности ситуации для будущего страны – не более чем внутриполитический блеф. Не столь важно, как 22 августа пройдет встреча Марта Хельме и Эльмара Вахера – апокалиптических последствий для Эстонии они не принесет.
Игра все равно продолжится – оппозиция будет пытаться выбить с руководящих постов представителей EKRE, а националисты продолжат продавливать свои интересы. Но сегодня на кону стоит немало: тот, кто победит в этом раунде, усилит свои позиции и сможет диктовать правила игры в сфере назначения госчиновников.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.