"Японскими" оказались четыре российских острова Южных Курил – Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа островов Хабомаи – изобразили как часть японской территории. Информация отображена в разделе маршрута Олимпийского огня.
Подобной шаг японской стороны вызвал негативную реакцию российских политиков. Член комитета Совета Федерации по международным делам Олег Морозов назвал эти действия проявлением "картографической агрессии". "Территориальные споры, как известно, есть между многими странами. Но их не принято вытаскивать на спортивные площадки, тем более такие, как Олимпийские игры", – заявил политик.
Заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов заявил, что подобные недружественные действия вызывают сожаление. При этом он считает, что этот вопрос следует урегулировать на уровне МИД России. "Наша задача – не усиливать конфронтацию между двумя странами, а создавать такую атмосферу, при которой любые сложные вопросы могли бы быть решены в политико-правовой плоскости", – уверен он.
Член комитета Госдумы по физкультуре и спорту, заслуженный тренер РФ Дмитрий Свищев назвал действия организаторов Олимпиады провокацией. "Я думаю, что указание южных Курил в составе Японии на официальном сайте Олимпиады расценивать как непреднамеренную ошибку нельзя. На мой взгляд, это целенаправленная акция, которой руководство Японии стремится ускорить переговорный процесс с Россией", – отметил он.
Несколькими днями ранее Москва выразила послу Японии Тоехисе Кодзуки протест в связи с ситуацией вокруг Южных Курил. Генсек японского кабинета министров Есихидэ Суга заявил, что власти Японии выражают протест России из-за учений в районе острова Кунашир и посещения российским премьер-министром Дмитрием Медведевым острова Итуруп. В МИД РФ обратили внимание японского посла на "неприемлемость протестов Токио в связи с действиями Российской Федерации на своей суверенной территории".
Япония претендует на Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи, ссылаясь на двусторонний Трактат о торговле и границах 1855 года.
В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора, а судьба Кунашира и Итурупа не затрагивалась.