Историческое единство
За время существования СССР электроэнергетика входящих в него стран прошла долгий путь развития. Если в 1920 году существовали лишь изолированно работающие станции, то к моменту распада Советского Союза была создана и исправно функционировала энергосистема "Мир", объединяющая страны-члены Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Единая энергетическая система не была прихотью политиков – ее создание позволило сделать энергообеспечение более надежным и устойчивым к авариям. Включая в себя большое количество энергетических систем под централизованным управлением, эта система была способна гибко реагировать на необходимые изменения. Для потребителя же такая оптимизация позволяла максимально снизить тарифы за счет уменьшения себестоимости производимой электроэнергии.
Однако распад СССР и обретение прибалтийскими республиками политической независимости внес свои коррективы и в работу энергетиков. Таллин, Рига, Вильнюс в своем стремлении провести дистанцию с Москвы решили отключиться от российских и белорусских сетей – а теперь за навязчивую идею политиков будут вынуждены расплачиваться жители прибалтийских стран.
Побег от Москвы
"Страны Балтии отключатся от контролируемого Россией энергетического кольца БРЭЛЛ и станут интеграционной частью энергосистемы континентальной Европы. Это не позволит третьим странам оказывать на нас политическое давление через энергетику", – так летом 2019 года комментировала планы по выходу из БРЭЛЛ бывший президент Литовской Республики Даля Грибаускайте. Впрочем, местные политики уже давно держат курс на "единую Европу", чтобы избавиться от якобы невыносимого гнета со стороны России.
Дело в том, что столбы-опоры линий электропередач оказались совершенно далекими от патриотизма, не поторопившись перебежать поближе к ставшим независимыми Таллину, Риге и Вильнюсу. БРЭЛЛ же – это название части северо-западного региона единой советской энергосистемы, данное ей в 1992 году. Маршруты ЛЭП и принципы функционирования, завязанные на диспетчерской в Москве, не изменились, а это сильно тревожит прибалтийских чиновников, видящих угрозу во всем, связанном с Россией.
Политики делают ставку на синхронизацию энергосетей Прибалтики с сетями континентальной Европы. Недавно представители Еврокомиссии и главы Эстонии, Латвии и Литвы подписали дорожную карту этого процесса. Предполагается, что до 2025 года процесс будет закончен, а прибалтийские страны будут получать энергию преимущественно через две смычки с Польшей – правда, одну из них еще предстоит построить.
Как можно дальше
Громкие заявления об общей позиции все же не могут скрыть факт того, что Таллин, Рига и Вильнюс по-разному относятся к такому осуществлению энергетической независимости. Если Эстония и Латвия (у которых, кстати, лучше обстоят дела и с генерацией, и с импортом энергии) склонны более аккуратно балансировать между антироссийской кампанией и российским "спасательным кругом", то Литва нацелена на полный разрыв связей с БРЭЛЛ.
Сегодня Литва действует по политическим мотивам, явно вступающим в противоречие с экономикой. В своем стремлении удалиться от России президент Гитанас Науседа, в частности, призывает прибалтийских соседей к общему бойкоту "небезопасной" БелАЭС – строящейся в Белоруссии атомной электростанции. Вильнюс мало волнует то, что замещаемая энергия из Швеции и Финляндии также частично производится с помощью атомных мощностей. Но примут ли политики во внимание тот факт, что энергия из тех стран окажется для налогоплательщиков заметно дороже?
На фоне таких настроений Гитанас Науседа даже предложил учредить специальную должность координатора Европейского союза по синхронизации электросетей стран Балтии с континентальной Европой. Впрочем, Литва может рассчитывать и на большее – сегодня представители Вильнюса претендуют на портфель еврокомиссара в экономическом или энергетическом блоке. Тем более что на ключевых постах в обновленных европейских структурах кандидатур из Восточной Европы не оказалось. Может быть, на одной из этих должностей мы вскоре увидим экс-президента Литвы Далю Грибаускайте – в качестве компенсации или утешительного приза за безудержный еврооптимизм.
Туманное будущее
Преимущества единой энергетической системы очевидны и для европейских политиков – сегодня Европейский союз реализует проект ENTSO-E. Организация, название которой переводится как "европейская сеть системных операторов передачи электроэнергии", должна обеспечить взаимодействие операторов более 30 стран, оптимальное управление и развитие европейской электроэнергетики.
Однако пока рано говорить о солидарности стран-членов ЕС в вопросе энергетической безопасности, как и о формировании единой энергетической политики. В этих условиях попытки прибалтийских государств уменьшить энергозависимость от России выглядят не столь оптимистично, как может показаться из пресс-релизов.
Выход из БРЭЛЛ может принести не только политические дивиденды, но и серьезные риски для энергосистем прибалтийских стран. Переход на новый режим влечет за собой необходимость в крупных инвестициях, повышение тарифов на электроэнергию, а сам проект не гарантирует стабильного электрообеспечения – в частности, литовская энергосмычка NordBalt работает с частыми перебоями.
"Мы уважаем их суверенное право и планы стран Прибалтики на выход к 2025 году из режима синхронной работы энергосистем в рамках энергокольца БРЭЛЛ, но считаем его технически и экономически нецелесообразным. Десинхронизация, на наш взгляд, – исключительно политический проект", – отметил по этому поводу министр энергетики России Александр Новак.
Кстати, Россия сегодня активно занимается обеспечением энергобезопасности Калининградской области – та уже готова к работе энергосистем балтийских стран в изолированном режиме. Но готовы ли к этому сами страны Балтии? И насколько легким окажется их дальнейший путь к энергетической независимости? Эти вопросы остаются открытыми.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.