В четверг, 25 марта, в Эстонии чтят память жертв мартовской депортации 1949 года. Сегодня по инициативе Эстонского института памяти стены Батарейной тюрьмы в Таллине с 19:00 и до полуночи будут окрашены в красный цвет.
Этот день считается траурным, поскольку государственная пропаганда с подачи таких политиков, как Март Лаар, называет мартовские депортации "актом геноцида эстонского народа". Репрессии 1944–1953 годов связывают с повторной "советской оккупацией", имевшей место после первой "оккупации" 1940–1941 годов.
"В ходе мартовской депортации 1949 года из Эстонии в течение нескольких дней было выслано в Сибирь более 22 тыс. человек, в основном – гражданских лиц, женщин, стариков и детей", – говорится в сообщении ERR.
Однако подобные оценки не соответствуют действительности. Ключевой документ о депортации 1949 года – докладная записка уполномоченного МВД СССР Владимира Рогатина заместителю министра внутренних дел СССР Василию Рясному "О проведении переселения из ЭССР". Согласно ей, высылке в Сибирь подлежало 22 326 человек, но в конечном итоге было депортировано 20 535 человек. В отчете Рогатина подчеркивается, что это была операция по выселению кулаков, бандитов, националистов и их семей, а не конкретно эстонцев.
В книге российского историка Александра Дюкова "Миф о геноциде. Репрессии советских властей в Эстонии (1940–1953)" говорится, что репрессии 1944–1953 годов затронули лишь 5–6% населения Эстонии, причем большая часть людей в итоге вернулись на родину. Он подчеркивает, что послевоенные депортации в ЭССР, таким образом, нельзя считать актом геноцида. Они были направлены против вооруженных формирований "лесных братьев", орудовавших на территории Эстонии после Второй мировой войны.
"В рамках борьбы с вооруженным националистическим подпольем в марте 1949 года советскими властями была проведена массовая депортация, в ходе которой в отдаленные районы СССР на поселение было выслано около 20,5 тыс. человек. Эта достаточно жесткая операция подорвала социальную базу "лесных братьев" и способствовала прекращению развернутого ими террора против поддерживавших советскую власть эстонцев", – отмечает Дюков.
Как утверждает его коллега Владимир Симиндей, сталинские репрессии в Прибалтике – печальная страница истории СССР, о которой следует помнить, но не следует преувеличивать.
Однако власти Эстонии и околовластные структуры, такие как Институт исторической памяти, активно используют истории о депортациях 1940–1953 годов для подогрева антироссийских настроений и поддержания мифа о "советской оккупации".