Спикер парламента Эстонии Хенн Пыллуааса в своем новогоднем обращении заявил, что Тартуский мирный договор, по которому была согласована граница между РСФСР и Эстонией, действует и сейчас.
Согласно положению документа, Эстонская республика получала часть Псковской губернии – Печорский район, и правый берег Нарвы. Однако в 1944 году после освобождения их от войск Третьего рейха территории вернулись в состав РСФСР.
По мнению спикера эстонского парламента, Тартуский мирный договор не был денонсирован и доказывает "признание Россией независимости и неприкосновенности Эстонии".
Аналогичные претензии звучали и в новогоднем обращении Пыллуааса в 2020-м году.
Примечательно, что это не первая территориальная претензия, озвученная спикером эстонского парламента. В частности, в ноябре 2019 года Пыллуаас потребовал возврата 5,2% земель, которые отошли к России после вхождения Эстонии в состав СССР.
В мае 2019 года занимавший на тот момент пост министра внутренних дел Март Хельме выдвинул аналогичное требование.
"Двойных стандартов быть не должно, до сих пор в руках России находится и 5,2% территории Эстонии. Россия не хочет нам ни возвращать эту территорию, ни давать за нее компенсацию, ни вообще обсуждать этот вопрос", – отмечал Хельме.
Территориальный вопрос
В 2005 году в Москве министры иностранных дел Эстонии Урмас Паэт и России Сергей Лавров подписали договоры о сухопутной и морской границе, которые вкратце называются "пограничным договором".
Впоследствии парламент Эстонии включил в закон о ратификации преамбулу о действенности Тартуского мирного договора с РСФСР от 2 февраля 1920 года. Согласно включенной преамбуле, РСФСР стала первым государством, признавшим независимость Эстонии, по нему проходила и довоенная граница.
Российская сторона рассматривает договор 1920 года как не имеющий юридической силы. Из-за того, что признание договора позволило Эстонии бы в будущем предъявлять территориальные претензии, Москва отозвала подписи под договором.
В 2015 году Паэт и Лавров во второй раз подписали договоры, в которые были внесены два изменения: стороны не имеют территориальных притязаний друг к другу и договоры касаются только решения пограничных вопросов.