Эстонский историк: память о советских депортациях в стране имеет политический характер

Мероприятия посвященные 79 годовщине депортации населения Эстонии, 14 июня 2020

Сталинские депортации нужны были не для проведения геноцида эстонского народа, а для борьбы с политическими противниками советской власти, уверен историк Илья Никифоров. Однако современные элиты преподносят это событие именно как геноцид.

Память о жертвах депортаций 1940-х годов носит политический характер, заявил Baltnews эстонский историк Илья Никифоров. Он пояснил, что политики намеренно делают сильный акцент на издержках советской системы, частью которой стала Эстония летом 1940 года.

"Это отношение к истории не имеет. Это имеет отношение к сегодняшнему дню. Происходит противопоставление нынешней Эстонской Республики и предыдущего политического субъекта – СССР, куда входила Эстонская ССР. Идет выпячивание именно этого трагического периода для эстонского народа, поэтому происходит сдвиг на периферию других периодов. Хотя в Эстонии пока еще никто не отказывался от концепции "немецкой оккупации". Это тоже есть", – рассказал он.

Историк не отрицает, что жители стран Балтии очень болезненно воспринимают тему советских депортаций. Однако то, чем занималась власть СССР в те годы в Прибалтике, имела аналоги и в других частях Советского Союза.

"Это одно из наиболее болезненных исторических событий. До сих пор живы те, кто сами пережили эту депортацию, и те, кто являются их потомками. И тут надо учитывать, что под словом "депортация" мы подразумеваем высылку части эстонского населения в соответствии с распоряжением НКВД, так и многочисленные аресты высылаемых. То есть они попадали не в поселения в Сибирь, а в тюрьмы, лагеря или были казнены", – отмечает он.

Депортации 1940–1950-х годов были обычной практикой того времени. Высылали тех, кто не поддерживал курс властей СССР.

"Те методы и формы борьбы с политическими противниками, которые расценивались как классовая борьба, включали в себя такие вещи. Ведь на самом деле депортации осуществлялись на основании решения ВЦИК от 1923 года. Это обычная практика за почти семнадцать лет".

В Эстонии принято считать, что депортации граждан страны – акт геноцида против эстонского народа.

"Вообще представления о геноциде имеют конвенциональный характер: как люди договорились, исходя из каких-то политических, культурных и иных представлений, так они и расценивают, что называть, а что не называть геноцидом. Но, разумеется, достаточно много жителей страны геноцидом это не считают. Однако преступный характер этого действия не вызывает сомнения ни у кого", – пояснил Никифоров. При этом важно понимать, что среди депортированных были эстонцы, русские и представители других национальностей.

В воскресенье, 14 июня, в Эстонии состоялись памятные мероприятия, посвященные жертвам депортаций, осуществленных в этот день в 1941 году. В них приняли участие высокопоставленные члены правительства, парламента, в том числе премьер-министр страны Юри Ратас.

"79 лет назад, в ночь на 14 июня, более 10 тыс. человек были вынуждены покинуть свой дом в Эстонии. Июньская депортация оставила глубокие раны в душе нашего народа, разрушив жизни невинных жителей и нескольких поколений. Я искренне чту память о жертвах депортации и выражаю искренние соболезнования всем, кто пострадал в результате трагических событий", – заявил он.

Согласно документам НКГБ ЭССР, окончательное число намеченных к депортации из Эстонии в июне составляло не больше 10 тысяч, как заявляют эстонские политики, а 9596 человек.

Ссылки по теме