В понедельник, 15 июня, Эстония празднует столетие со дня принятия первой Конституции республики. Она вступила в силу 21 декабря 1920 года.
Согласно Конституции, в Эстонии учреждался однопалатный парламент (Рийгикогу), состоящий из ста членов. Так получилось, что ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная – не были уравновешены в достаточной мере. Рийгикогу получил полный контроль как над исполнительной властью, так и над судебной.
Несбалансированность ветвей власти больно ударила по эстонскому государству. Первоначально – в виде нестабильности. Правительства быстро сменялись и при отсутствии достаточной независимости в своих действиях не могли выполнять поставленные перед ними задачи в полной мере. Затем Рийгикогу начал назначать на должности государственных судей, что ставило под сомнение их независимость и самостоятельность.
В Конституции 1920 года отсутствовал институт президентства. Учредительное собрание при небольшом перевесе голосов решило не создавать в стране полупрезидентскую республику. Функции главы государства выполнял председатель правительства – государственный старейшина.
По оценке современников, Конституция 1920 года была одной из самых либеральных и демократических в мире. В ней было закреплено право на народные инициативы и референдумы, что в те времена не было распространено в Европе.
Например, Конституция давала возможность национальным меньшинствам создавать свою культурную автономию и получать образование на родном языке. Этим воспользовались крупнейшие диаспоры Эстонии – немцы, финны и шведы. Однако разрешение на создание русской культурной автономии под разными предлогами получено не было.
Тем не менее хаос, связанный с частыми сменами правительств, трудностями в экономике, усиливал у общественности спрос на "сильную руку". Эстонии требовалась более сильная исполнительная власть. В октябре 1933 года на референдуме была утверждена новая Конституция страны.
Она передавала широкие полномочия государственному старейшине, сконцентрировавшему в своих руках функции главы государства и правительства. Состав Рийгикогу был сокращен до 50 членов, а его полномочия стали носить формальный характер.