1 мая исполняется 16 лет с момента вступления Эстонии в Европейский союз. Большинству жителей страны членство в ЕС нравится, однако наступивший в связи с пандемией коронавируса кризис поставил организацию перед новыми вызовами.
С момента начала коронавирусного кризиса опросы населения в части его отношения к Европейскому союзу не проводились, однако все предыдущие исследования говорили о том, что жители Эстонии принадлежностью страны к ЕС довольны и видят у данной организации хорошие перспективы.
В частности, согласно данным опроса, проведенного прошлой осенью фирмой Turu-uuringute AS по заказу депутата Европарламента Марины Кальюранд, 74% граждан проголосовали бы сейчас за дальнейшее нахождение Эстонии в составе Евросоюза. Против этого высказались бы 16% респондентов, а еще 10% опрошенных не смогли определиться с ответом.
Изменения налицо
Не надо быть большим специалистом в социологии, чтобы понять, почему именно до сих пор поддержка населения была столь высока – каждый житель Эстонии ежедневно видит результаты тех инвестиций, которые все прошедшие годы вкладывал в страну ЕС. А это и новые дороги, и очистные сооружения, и развитие туризма, и благоустройство, и многое другое. Кроме того, возможность свободного передвижения и работы по всему ЕС и даже бесплатный мобильный роуминг по Евросоюзу – все это не может не нравиться.
Конечно, есть и негатив – медлительность и порой излишняя зарегулированность европейской бюрократии, ограничения в сельском хозяйстве, безрезультативность работы в Европарламенте некоторых депутатов от Эстонии, недостаточность роли ЕС в защите прав национальных меньшинств и многое другое.
Однако плюсы все-таки до сих пор перевешивали. Сохранится ли эта тенденция и дальше на фоне коронавирусного кризиса и вероятного предстоящего значительного экономического спада, сказать пока трудно, но проявившиеся уже в самом начале пандемии "цветочки", когда некоторые страны, открыто наплевав на принятые общие правила ЕС, резко отгородились границами и начали принимать все решения без консультаций с Брюсселем, указывают на возможность вызревания "ягодок" в виде недоверия между участниками Европейского союза и невозможности дальнейших совместных шагов без перестройки всей системы организации.
Если друг оказался вдруг…
Вероятно, активнее всего перемен в ЕС по результатам нынешнего кризиса будут требовать самые пострадавшие страны, в первую очередь, Италия и Испания. Хватит ли у них сил, чтобы продавить собственные интересы, неизвестно, но и продолжать работать в прежнем духе, когда в трудную минуту структуры ЕС фактически дистанцировались от помощи своим членам, эти страны вряд ли захотят. Там более, что помощь в пик кризиса оказали не "друзья", а геополитические "противники" ЕС – Россия и Куба. И как после этого придерживаться прежней санкционной политики, навязываемой евроатлантистами?
Наряду с этим преобразований в механизмах сотрудничества, вероятно, потребуют и те страны, которые столкнулись со своеволием Польши, фактически парализовавшей движение граждан и транспорта союзников по ЕС через свою территорию в первые же дни кризиса. Последнее хорошо запомнилось в том числе из-за метаний министра иностранных дел Эстонии Урмаса Рейнсалу, который сперва бравировал в соцсетях тем, что "договорился" с поляками, но на деле не смог ничего путного предпринять.
Выйдут последними
Как в дальнейшем сможет ужиться в едином союзе желание идти дальше вместе ради экономических преимуществ и политические интересы национальных элит – абсолютно неясно, но для Эстонии в любом случае вариантов нет, так как даже при самых негативных сценариях у нее (в отличие от Великобритании) элементарно не хватит средств на выход из ЕС.
Политологи шутят, что Эстония, Латвия и Литва будут последними странами, которые покинут ЕС. Но вполне могут перед выходом пригласить к себе в компанию еще Украину и Грузию.
Чего ждут жители Эстонии от ЕС в ближайшие годы? Гарантий стабильности и выравнивания социальных стандартов по всей Европе. И еще, конечно, влияния на национальную элиту, которая часто руководствуется в своих решениях не интересами ЕС и народа, а чисто корпоративными соображениями. Если эти запросы удастся удовлетворить, то Евросоюз по-прежнему останется в глазах живущих на его территории людей привлекательным и перспективным.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.