В кризисные времена в лидеры политических рейтингов во всем мире очень часто вырываются оппозиционеры и популисты, которые предлагают избирателям "мечту", выглядящую на фоне суровой реальности привлекательно, но по сути являющуюся обманом. Так уже происходило в истории, так получается теперь и в Эстонии, где первые строчки рейтингов заняли оппозиционная Партия реформ и входящая в правительство популистская Эстонская национально-консервативная партия (EKRE).
Согласно опросу, проведенному на днях социологической фирмой Kantar Emor, поддержка оппозиционной Партии реформ составляла в марте 29%, рейтинг EKRE – 21%, Центристской партии – 17% и третьего правительственного партнера партии "Отечество" – 4%. Таким образом, национал-популисты из EKRE обошли по рейтингу обоих своих партнеров по правящей коалиции, что не может не отразиться на внутреннем климате в кабинете министров.
Младшие становятся старшими
Если до сих пор, несмотря на задиристую риторику, EKRE считалась младшим партнером в правительстве, то при продолжении роста ее рейтингов другие члены коалиции вынуждены будут идти на уступки и по тем инициативам EKRE, которые до сих пор не были бы одобрены.
Альтернатива этому – развал правящей коалиции и заключение союза с реформистами, однако в качестве младшего партнера Партии реформ ныне главная в правительстве Центристская партия однозначно потеряет больше, чем от уступок EKRE. Значит, эти уступки будут.
Можно ли назвать конкретные промахи центристов и отечественников, которые снизили их рейтинги? В отношении последних все более или менее понятно – популярность партии уже давно держится ниже уровня прохождения в парламент из-за заключения союза с центристами, что совершенно не нравится избирателям "Отечества".
Кроме того, министры от данной партии все чаще кажутся "забронзовелыми" и оторванными от реальности. Когда-то это сыграло злую шутку с реформистами, вылетевшими из-за аналогичных проблем в оппозицию. Теперь повторить "полет" вполне может и "Отечество". Правда, учитывая постоянную представленность на протяжении всех лет независимости бывших или нынешних отечественников на ключевых постах государства, включая канцлера права, министров и президента, к следующим выборам ситуация снова вполне может для них выправиться.
Юри и центристы – не близнецы-братья.
В части Центристской партии вопрос сложнее. Согласно исследованию, проведенному на днях другой социологической фирмой – Turu-uuringute AS – личный рейтинг лидера центристов премьер-министра Юри Ратаса растет. За минувший месяц уровень популярности Ратаса на посту главы правительства вырос среди избирателей с 30% до 36%. Ни один из председателей других партий ничем подобным похвастаться не может.
Объяснение этому следует искать, вероятно, в том, что в представлении рядового избирателя решения Центристской партии в качестве главной политической силы страны и фигура мастера словесной эквилибристики Юри Ратаса не всегда между собою связываются. Многие слышат в размыто-общих словах премьера именно то, что хотят услышать. В то же время принимаемые правительством непопулярные решения избиратели относят к Центристской партии в целом.
Очевидно, что вызванный коронавирусом кризис, непопулярные меры по ограничению свободы передвижения, ошибки, сделанные руководством страны на первом его этапе (а их выявляется с каждым днем все больше), а также экономический кризис, который больно ударит в ближайшие месяцы по каждому простому жителю Эстонии, снизят рейтинг Центристской партии еще сильнее.
Конец "бройлеров"
И оппозиционные реформисты, и набирающая популистскими лозунгами рейтинги EKRE, безусловно, этим воспользуются. Если дела в государстве пойдут совсем плохо, то не исключены и внеочередные парламентские выборы, где национал-консерваторы могут одержать победу, и получить вплоть до большинства голосов в Рийгикогу, хотя до кризиса в такую возможность мало кто верил.
Однако в вероятность возникновения столь масштабной пандемии тоже верили до сих пор лишь фантасты. В то же время "простые решения" типа факельных шествий и в спокойные времена вызывали немалый интерес. Теперь же люди захотят, чтобы все их проблемы решились "быстро и легко", что лишь на руку популистам.
Наступивший кризис, без сомнений, изменит вместе с иными сферами жизни и эстонскую политику. Насколько сильно – будет зависеть от потерь каждого жителя республики и его способности разобраться, что стоит за теми или иными политическими обещаниями. Вероятно, положительным эффектом этого станет постепенная замена привыкших к стандартным таблицам в Excel политических "бройлеров" на людей, умеющих принимать решения, основанные на профессиональных знаниях и житейском опыте. Но до этого нам придется пережить немало проблем и буквально выстрадать верные выводы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.