Игры в козла и прятки от гуся. Как предки эстонцев Новый год отмечали

Елка и Рождественский рынок на Ратушной площади
© Sputnik / Вадим Анцупов

Екатерина Кобиц

Несмотря на бережное отношение к самобытной эстонской культуре, с течением времени пришлось отказаться от некоторых старых новогодних традиций. Что это за обычаи, и почему они пережили трансформацию – в материале Baltnews.

Новый год и Рождество в Эстонии отмечают широко и с размахом. После проведения рождественских мероприятий страна погружается в атмосферу новогодней сказки. Ведь для эстонцев конец зимы – самый мистический период.

В то же время многие, и в их числе – новогодние традиции, были преданы в Эстонии забвению. Чтобы понять причину подобных изменений, стоит рассмотреть вопрос в исторической перспективе.

Праздник крестьян

Вплоть до середины XVIII века население Эстонии в основной своей массе было представлено крестьянством. Поэтому, полагают историки, в большинстве эстонских традиций прослеживается влияние именно этой части общества.

В начале XVII века католическое Рождество, выпадавшее на 25 декабря, для крестьян совпадало с началом нового года. В 1691 году, в связи с серией календарных реформ, Новый год был перенесен на первое января. Тогда праздник получил статус "нового Рождества".

История возникновения рождественского торжества в Эстонии тесно связана и с бытом скандинавских стран.

Не зря эстонский Дед Мороз – Йыулувана (в переводе – "Рождественский старик", по преданию живет в Йыгеве в Вооремаа) во многом схож со своим финским родственником Йоулупукки: длинные седые волосы, белая как снег борода, красный тулуп и конусообразный колпак с помпоном.

Йылувана на рождественской ярмарке на Ратушной площади Таллинна
Sputnik / Юлия Калинина
Йылувана на рождественской ярмарке на Ратушной площади Таллинна

С другой стороны, Рождество в Эстонии (на эстонском – Йыулунд) имеет глубокие языческие корни. Сохранение таких атрибутов, как головные новогодние венки, особенности праздничного наряда – дань политеистическим временам.

Христианство в Эстонии XIII веке положило начало зарождению новых рождественских традиций. Во время Рождества запрещалось работать, "инструменты" убирались до "разрешенного" времени и в срочном порядке "займодавцам" возвращались долги. Считалось, что если встретить январь с "задолженностями", то долги будут мучить весь следующий год.

Декорация дома

Украшение жилья эстонские крестьяне производили "подручными" атрибутами. Крыша покрывалась соломой. Думали, что именно она может привнести в дом благополучие и здоровье. Да и сами елочные игрушки долгое время плелись из соломы.

Впрочем, до начала XX века украшать крестьянам было нечего. Вначале елка была обыденным элементом новогоднего интерьера только для аристократии, более того – исключительно из числа балтийских немцев. Первыми же украшениями праздничного дерева до появления соломенных фигурок были яблоки, груши, орехи, разноцветные фантики или фольга.

Елка на Ратушной площади в Таллине.
РИА Новости
Елка на Ратушной площади в Таллине.

Рождественская баня

После того, как эстонцы получали свободу от долгов, перед ними стояла задача очиститься самим. Духовно и физически. Совокупное решение этих стремлений нашлось в бане.

Вообще, как для жителей Эстонии, так и для жителей Финляндии посещение бань в Рождественский Сочельник было обязательной традицией. По древним эстонским поверьям, купание в канун Рождества помогало человеку избавиться от всех болезней и разжигало в теле внутренний огонь, пылающий целый год. По традиции, в конце купания растапливающие баню добавляли пару и воды для душ покойных, чтобы и тем удалось помыться.

Некоторые исследователи заметили, что на данный момент в Эстонии традиция посещения бань стала беднеть. Тем не менее в стране по-прежнему существуют специализированные комплексы, а эстонская "баня по-черному" неизменно остается в списке нематериального наследия ЮНЕСКО.

Финская баня
© Sputnik / Н. Максимов
Финская баня

Развлечения

На Рождество жители Эстонии любили преображаться и ходить ряжеными друг к другу в гости. Нарядившись в вывернутую наизнанку шубу козла, эстонцы ходили по домам, пели, желали хозяевам счастья и благополучия. За свою "работу" "козлята" получали порцию угощений. К слову, если первым в гости заглядывал мужчина, то это, по поверьям, сулило счастье на целый год вперед. Чем провинились перед сторонниками идеи женщины – остается за кадром.

Перед Рождеством кого-то из членов семьи могли замаскировать и под рождественского гуся. Главная задача "оборотня" заключалась в том, чтобы не давать покоя детям, мешать хозяйкам готовить праздничный ужин и пугать моющихся в бане. Цель остальных – спрятаться от гуся и не позволить себя напугать. Если план удавался, то следующий год обещал быть душевным и спокойным.

"На гусе была вывороченная наизнанку белая шуба, кривая палка вместо клюва в руке, сам ходил на четвереньках, приволакивая одну ногу. Заставлял детей читать и поклевывал их, если плохо себя вели. А потом просил пива", – пишет автор материала в Turist Delfi.

Поскольку Новый год для эстонцев был периодом мистики, гадание являлось неотъемлемой частью праздничных развлечений. Гадали на все: на замужество, на счастье, на урожай. Методы выбирали самые различные. Например, при помощи подкормки домашнего животного. Что выберет, то и будет ответом на посланный космосу вопрос. Обычно "вершителями судеб" становились петухи или собаки.

"В сочельник в Юриском приходе исстари бытовал обычай узнавать свое будущее с помощью туфли. Это проходило следующим образом: девушка, стоя спиной к двери, через плечо бросала в ее направлении туфлю. Если туфля падала носком к двери, это предвещало свадьбу в наступающем году, если задником, то скорое замужество не предвиделось", – описывает один из "методов" автор эстонского портала.

Особенно бережно эстонцы относились к первому дню нового года. Традиционное "как Новый год встретишь, так его и проведешь" приняло здесь более строгую форму. Люди обращали внимание на "знаки". Звездная ночь интерпретировалась как сигнал о будущем крупном приплоде скота. Покрытый изморозью лес обещал урожайный год. Последний день Сочельника – Крещение оставляли для развлечений и приема гостей.

Еда

Представить Рождество и Новый год без обилия еды невозможно. Однако ранее на крестьянском столе главным атрибутом праздника был хлеб. К рождественскому торжеству пекли специальный ячменный хлеб, прозванный в народе "праздничным боровом" или "рождественской лепешкой".

Отличие праздничной выпечки от будничной заключалось в форме хлеба. Он имел вид круглого или продолговатого каравая с отображением особого узора, часто – амбарного замка. Еще чаще встречался каравай в форме поросенка.

Круглый хлеб
© Sputnik / Алексей Бушкин
Круглый хлеб

"Самое удивительное, что такой красиво оформленный хлеб не ели – его ставили на самое видное место и держали там в течение всех праздников от Рождества до Нового года. И только потом скармливали домашней скотине с целью обеспечить плодородие земли, урожайность зерна, силу и стойкость домашних животных, а также всяческое благополучие в предстоящем году", – добавляют Turist Delfi.
На время празднества хлеб становился центром всего стола: вокруг него пели и танцевали. С ним бегал и развлекал семью ряженый.

У жителей Эстонии был и еще один обычай, связанный с едой. В сочельник часть угощений умышленно оставляли на столе. Она предназначалась для душ умерших родственников. В некоторых районах Эстонии с этой же целью на подоконник ставили зажженную свечу.

Многие исследователи отмечают, что подобные, древние традиции сохранились только в небольших эстонских деревнях, и во многом общество отошло от них. Тем не менее, память об обрядах, безусловно, существует до сих пор, трансформируясь в новые, но все столь же родные и ностальгические сердцу традиции.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме