Украинский президент Владимир Зеленский приезжает в Эстонию с рабочим визитом. Известно, что он хочет встретиться с президентом Эстонской Республики Керсти Кальюлайд и представителями украинской общины.
Зеленский анонсировал такую поездку еще в сентябре 2019 года, однако особенно не уточнял, о чем будет идти речь во время встречи с Кальюлайд. Из конкретики от него прозвучали лишь заявления о том, что он хотел бы ознакомиться с эстонским опытом цифровизации и киберобороны.
Также он выразил надежду, что реформы на Украине станут мощным стимулом для роста товарооборота с Эстонией. Какая именно продукция будет продаваться чаще, он, правда, не уточнил.
Есть ли в этом визите смысл?
Отсутствие какой-либо конкретики – это, пожалуй, единственное, что привлекает внимание к поездке Зеленского в Таллин. Эстонская пресса в мельчайших подробностях описывает, какие и где могут возникнуть автомобильные пробки в столице по причине проезда из аэропорта кортежа украинского президента.
Но неизвестно, что же такого важного будут обсуждать президенты, раз один из них нашел время, чтобы прилететь в страну другого для личной встречи.
Может быть, Киев готов сделать Таллину какое-нибудь уникальное предложение? Или Украина хочет выстроить принципиально новые отношения с прибалтийской республикой, но боится говорить об этом публично, пока стороны не оговорят все детали?
Увы, но как отметил в комментарии для Baltnews политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев, Украине, если смотреть в целом, практически нечего предложить сегодня Эстонии.
По его мнению, Киев может разве что дать Таллину какое-то число гастарбайтеров, которые, к слову, уже становятся проблемой для эстонской полиции. Соотношение этих стран в экономическом плане явно не такое, чтобы предлагать Эстонии какое-то выгодное обеим сторонам взаимодействие.
"Доходы населения в Эстонии практически в 2,5 раза больше чем на Украине. Да и в политическом аспекте Киев мало чем может помочь Таллину. Скорее тут идут контакты по линии "Эстонии к Украине", а не наоборот. Прибалтийская республика является членом НАТО и Европейского союза. Она может "замолвить словечко" за Киев перед Западом, поскольку чем дальше, тем больше Украиной там недовольны", – считает эксперт.
По мнению политолога, Таллин является для Киева образцом того, как надо выстраивать внутреннюю жизнь – языковой закон, языковые инспекции, осталось только паспорта неграждан начать выдавать.
"Я допускаю, что Украина попытается перенять этот опыт. Но могут быть проблемы. Все-таки в Эстонии законы – пусть они не самые лучшие и откровенно попирают права русскоязычных – работают. В прибалтийской республике нет "Правого сектора" (запрещенной в России экстремистской организации – прим. Baltnews), а государство обладает монополией на насилие. Несмотря на государственный апартеид, именно прямое насилие к инакомыслящим в Эстонии – это большая редкость, а вот на Украине – нормальное явление.
"Матчасть" с Эстонии списали, но сможет ли Киев при таких условиях все это реализовать – это большой вопрос. С суровостью исполнения законов на Украине плохо.
По тому же языковому вопросу трудно себе представить, как педагоги и ученики в один миг откажутся от русского. Мне, например, очень трудно себе представить, как население того же Харькова или Одессы вдруг резко начнет поголовно разговаривать на украинском", – поделился мнением эксперт.
Вадим Трухачев также отметил, что какой-то конкретной повестки или темы для обсуждения между Зеленским и Кальюлайд не просматривается. Эксперт не исключает, что главы государств могут обсуждать проблему сильного притока в прибалтийскую страну украинских гастарбайтеров, но на публику такие разговоры выноситься не будут.
"Официально мы услышим лишь ритуальные фразы о том, что страны вместе борются с "российской агрессией". Будут подписаны привычные итоговые протоколы, которые особого практического характера нести не будут", – заключил эксперт.
Раз Запад игнорирует, поговорим друг с другом
Следует напомнить, что США и Евросоюз относятся к Украине и Эстонии в последние годы весьма специфично. О них вспоминают, как правило, лишь в контексте антироссийской повестки. Говорить о каких-то крупных инвестициях для Таллина или Киева не приходится.
И если в Эстонию хотя бы недавно назначили американского посла (достаточно долго его в прибалтийской стране попросту не было), то вот с Украиной все еще хуже. Республиканцы в рамках борьбы с демократами начали открыто говорить об украинском вмешательстве в выборы президента.
Об этом в интервью телеканалу CNN сказал член палаты представителей Конгресса США Ли Зелдин: "Факт, что Украина вмешивалась в американские выборы 2016 года, является неоспоримым [...] Так, к вмешательству причастен экс-посол Украины в США Валерий Чалый".
Подлил масла в огонь и сенатор Джон Кеннеди. "Украинская сторона может быть ответственна за взлом компьютерного сервера Национального комитета Демократической партии (НКДП) США во время предвыборной кампании в 2016 году", – цитирует его американское издание Fox News.
Понятно, что это не начало массированной атаки Вашингтона на Киев. Украина для США – это удобный инструмент антироссийской политики в Европе, а значит, отрекаться от него никто в Белом доме не планирует. Просто Киев в данном случае "попал под раздачу" в разборках между демократами и республиканцами. Однако это не отменяет того факта, что Украина интересна США, как и Европе, только ситуативно. Когда Киев по собственной инициативе просит о помощи, его редко кто слышит.
Очевидно, что в такой ситуации диалог с Эстонией – это что-то вроде поиска друга, который, в отличие от "взрослых", может хотя бы по-настоящему выслушать собеседника.
Совместные проекты: ожидание и реальность
Самое печальное – в том, что прибалтийская республика действительно могла бы помочь Украине, причем речь сейчас не идет о примитивной выдаче денег. Для этого есть МВФ, который постоянно вливает кредиты в украинскую экономику (правда, результатов пока что не видно).
Таллин мог бы поделиться некоторым опытом с Киевом, но проблема в том, что последний его де-факто реализовать у себя дома не сможет. И дело тут даже не в отношении США и Европы, которые интересуются восточноевропейскими странами лишь тогда, когда им самим это выгодно.
По мнению эстонского публициста, главного редактора портала Tribuna.ee Родиона Денисова, в целом отношение Запада к Украине и Эстонии за последние годы не менялось. Обе страны являются антироссийски настроенными государствами. Одному отведена роль "горящего" противостояния с Москвой, другое реализует идеологические задания по отдельным инициативам в Европе.
"Визит Зеленского в Таллин носит чисто декларативный характер. Эстонская сторона заявит, как обычно, что она поддерживает Украину в ее "борьбе" с Россией, опять напомнит о якобы вине Кремля в конфликте на Донбассе и так далее.
Существенных вопросов с Кальюлайд Зеленский обсуждать не будет, потому что их как таковых нет. По крайне мере, официально. Без камер они могут поговорить об украинских гастарбайтерах, но очень осторожно, поскольку эту тему пока что еще особо не поднимали", – рассказал эксперт.
Впрочем, Родион Денисов признает, что некоторый перечень тем для разговора между Керсти Кальюлайд и Владимиром Зеленским все же есть. Но проблема в том, что дальше слов дело все равно не пойдет.
"Я допускаю, что могут говорить о "поезде четырех столиц" (Киев – Минск – Вильнюс – Рига – прим. Baltnews), маршрут которого можно бы было продлить до Таллина. Возможно, есть повод для обсуждения инвестиций эстонских бизнесменов в Украину. Но проблема в том, что практической пользы от этого мало," – считает эстонский публицист.
Он также отметил, что "поезд четырех столиц" – это проект чисто политический. С финансовой точки зрения он убыточный. Может ли бизнес прибалтийской республики вкладывать в украинскую экономику? Может. Но вряд ли захочет. Была кое-какая работа охранных агентств в Одессе, к примеру. Но это частные случаи. В целом же уровень коррупции в стране отпугивает многих.
Кстати, именно эта проблема может помешать Украине перенять эстонский опыт по линии "электронного государства" – проекту, при котором простому гражданину гораздо легче разбираться с любой бюрократией и можно довольно эффективно выходить на конкретного политика с просьбами.
Зеленский действительно может поговорить с Кальюлайд о внедрении системы предоставления электронных услуг. Но вот если он захочет этот проект реализовать на Украине, коррупция все равно не исчезнет. Более того, чиновники наверняка могут так видоизменить проект, что он де-факто с коррупцией ничего толком не сделает", – заключил эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.