Во вторник, 17 августа, Китай оповестил Литву, что отменяет в августе и сентябре прямые грузовые поезда между странами по части так называемого "Нового шелкового пути в Европу" – магистрали "Один пояс, один путь". Причина тому – напряженная политическая ситуация между Китаем и Литвой. Об этом своих клиентов в Литве известило китайское железнодорожное предприятие China Railway Container Transport Corp. Ltd. (CRCT), передали балтийские СМИ.
Поскольку клиенты рассчитывали на отправку грузов 28 августа, компания их предупредила об отмене состава заранее. И добавила: "Мы также сообщаем, что все прямые поезда в Вильнюс на сентябрь тоже будут отменены до получения информации из CRCT".
Об этикете литовского дипломата в Китае
При этом представители Литвы в Китае еще не получали никакого официального сообщения об отмене рейсов грузовых поездов. Сообщается, что атташе Литвы по транспорту в Китае Рамунас Римкус усмотрел в решение китайцев признаки политической мотивации.
"Большинство крупных предприятий Китая – государственные, их руководители опасаются за свои должности. По этой причине, едва только они услышали об охлаждении отношений между нашими странами и отзыве посла Китая для консультаций, они не замедлили продемонстрировать свою лояльность, хотя их об этом даже не просили", – передали СМИ вольное суждение Римкуса о сложившейся ситуации.
Вольное, поскольку вряд ли литовский дипломат может быть в курсе внутренней переписки китайских госпредприятий с руководством государства.
"Потерять эти несколько евро из-за отмены прямых рейсов в Литву им кажется куда более безопасным вариантом, чем навлечь немилость партии", – самоуверенно заявил литовский дипломат.
Об этикете литовских логистиков
В то же время транспортники Литвы тревогу не бьют. В частности Томас Янкаускас, руководитель подразделения морского и железнодорожного транспорта логистической компании ACE logistics, которая поставляет товары из Китая, утверждает, что решение Китая об отмене прямых грузовых поездов вызывает неудобства, но не коллапс, и особого вреда не причинит.
"До того, как мы начали перевозить грузы поездами из Китая в Вильнюс, мы не один год возили их в Литву через Польшу. Скорее всего, из-за этой ситуации хотя бы на какое-то время потоки грузов снова придется переориентировать на этот маршрут", – прокомментировал Янкаускас сложившуюся ситуацию.
И пояснил, что при переброске грузов на польское направление несколько удлинится время доставки товаров, соответственно вырастут затраты на транспортировку, поскольку из Польши в Литву груз придется доставлять грузовиками. Но сам поток товаров сохранится в любом случае.
"Знает кошка, чье мясо съела"
В самой Литве уже предполагали нечто подобное. Несколько дней назад, 13 августа, министр транспорта Литвы Марюс Скуодис заявил, что есть все признаки сокращения грузовых перевозок между странами в связи с нарастающей напряженностью между Вильнюсом и Пекином. И связана эта напряженность с предложением Литвы открыть у себя представительство Тайваня.
По словам главы Литовских железных дорог (Lietuvos gelezinkeliai) Мантаса Бартушки, для этого транзита "возникают определенные помехи", но это незначительные количества – экономические связи между Литвой и Китаем пока довольно слабые, поскольку регулярные рейсы грузовых поездов из Китая в Вильнюс начались в июне 2020 года.
Ну а теперь, стараниями литовских политиков, не будет и этих "слабых экономических связей".
Как объяснил замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин, причиной острой китайской реакции стало употребление слова "Тайвань" в названии диппредставительства, что, по мнению Пекина, нарушает политику "одного Китая". А этот принцип соблюдает большинство государств в мире, включая Литву.
"Представительство Тайваня в других странах всегда было можно открывать, но нужно соблюдать формальности вроде того, чтобы оно называлось "Тайбэйский офис" или "комиссия". А использовать в названии слово "Тайвань" – оскорбительно для Китая», – объяснил Василий Кашин.
МИД КНР заявил, что разрешение Литвы открыть представительство Тайваня "нанесло серьезный ущерб суверенитету и территориальной целостности Китая".
Несмотря на то, что Китай не контролирует Тайвань с 1949 года (в результате проигрыша в гражданской войне), принцип "одного Китая" подразумевает признание единого китайского государства. Согласно данному принципу, другие страны могут устанавливать официальные отношения либо с КНР, либо с Республикой Тайвань.