"В июне 1941 года из Эстонии в Сибирь были депортированы свыше 10 000 человек", – говорится в новостном сообщении rus.err.ee о 78-й годовщине июньских депортаций.
В этом нет ничего удивительного, поскольку в эстонской историографии активно культивируется идея о том, что депортации готовились чуть ли не с первых дней присоединения Эстонии к СССР. Причина этого – желание Кремля "создать среди народа чувство постоянного страха и повиновение правящему режиму". Согласно утверждениям эстонских историков, сама депортация проводилось с крайней жестокостью, сопровождалась расстрелами и массовой гибелью депортируемых как в пути, так и в ссылке.
Как писал в своих трудах историк, бывший премьер-министр Эстонии Март Лаар, в общей сложности депортации подлежало 23% населения республики. В "Белой книге", в которой описываются потери, принесенные народу Эстонии в период "оккупации", говорится, что плановое задание на депортацию составляло 14 471 человек. Однако эта цифра не совпадает с оценками Лаара, поскольку 14 471 человек – это 1,3% населения страны.
Кроме того, согласно документам НКГБ ЭССР, в реальности окончательное число намеченных к депортации из Эстонии было в полтора раза меньше – не 14 471, а 9 596 человек, что в итоге составило менее 1% населения республики. Соответственно, актом геноцида целого народа эти депортации считать нельзя.
Важно отметить, что переселению подлежали бывшие члены различных националистических партий, полицейские, жандармы, помещики, фабриканты, крупные чиновники, офицеры и уголовники, ведущие антисоветскую деятельность и используемые иностранными разведками в шпионских целях. Делалось это в преддверии приближавшейся войны с нацистской Германией из опасений, что антисоветские элементы встанут на сторону врага.
Вопреки утверждениям эстонских историков о том, что "злые русские чекисты депортировали эстонцев", значительную часть принимавших участие в депортационных мероприятиях составляли сотрудники НКВД и НКГБ ЭССР эстонского происхождения, так как прибывшие в Эстонию сотрудники из других республик СССР просто не были знакомы с местными условиями и не знали эстонского языка. В то же время кроме эстонцев из ЭССР 14 июня 1941 года было выслано множество местных русских – бывших военнослужащих белой Северо-Западной армии генерала Юденича, царских чиновников, купцов и священников, а также членов их семей.
Наконец, важно знать, что в 1956 году началась постепенная реабилитация депортированных лиц, после чего многие из выживших смогли вернуться обратно в Эстонию.