Лукашенко заметил, что для белорусских потребителей газа топливо стоит 130 долларов за тыс. кубометров, а для российских в соседней Смоленской области – 70 долларов. Он также отметил, что отсутствие согласия по формированию цен на газ тормозит Евразийский экономический союз и не дает ему "прогрессировать более быстрыми темпами".
В ответ на это российский лидер заявил, что если бы для Белоруссии применялась рыночная цена газа, то она составила бы 200 долларов за тыс. кубометров, а не 130 долларов. После этого Путин предложил продолжить дискуссию о ценах на газ, но уже в закрытом режиме.
Позднее после саммита президент Белоруссии рассказал о принесенных Путину извинениях за несдержанность, а также о договоренности "расставить точки над "I"", чтобы не входить в новый год с нерешенными проблемами. Как сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, лидеры стран договорились провести встречу до нового года для финализации обсуждения спорных вопросов.
"Ситуация началась с того, что Россия вместе с Белоруссией и другими странами начала формировать единое экономическое пространство. Конкретно с Минском было заключено соглашение, в рамках которого предполагалось, что цена на газ в Белоруссии будет составлять ту же цену, что и в приграничных областях России, плюс транспортные расходы", – рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
Он добавил, что такой формат взаимодействия предполагался в то время, когда в России еще собирались вводить принцип равнодоходности. То есть цена на газ внутри страны такая же, как и у внешних потребителей, минус транспортные расходы.
"С тех пор ситуация сильно изменилась. Принцип равнодоходности собирались вводить до экономического кризиса 2008–2009 годов. Вследствие него от этой идеи отказались. Но и Белоруссия платит существенно меньше, максимум, который она платила, – порядка 150-160 долларов", – подчеркнул Фролов.
Эксперт отметил, что несколько лет назад в Белоруссии произошла девальвация валюты, соответственно цена на газ для белорусского потребителя выросла. В результате чего белорусы вновь подняли вопрос о стоимости газа. Однако тогда на уровне государств были достигнуты соглашения, и вопрос был снят с повестки дня.
"Сейчас белорусы будут настаивать на индексации цен в национальных валютах и на том, чтобы они были на уровне приграничных областей России с учетом транспортных расходов. С точки зрения формирования единого экономического пространства – в этом есть своя логика, с точки зрения того, что России фактически будет спонсировать белорусскую
Фролов не исключил, что Минск и Москва смогут достигнуть компромиссного варианта, но цены для белорусских потребителей не станут столь же низкими, как и для россиян.