"Совместно с Global Witness мы призываем ЕС предпринять действия, чтобы установить общие стандарты и механизмы для снижения риска коррупции по программам "золотых виз", – говорится в сообщении, размещенном на Transparency International. В международной неправительственной организации (НПО) отметили, что странам ЕС необходимо проверять с юридической точки зрения не только самих инвесторов, но и источники их заработка.
Авторы доклада указывают на то, что во многих странах, таких как Португалия, Кипр и Мальта, нет ясности относительно того, как проверяется источник инвестиций, а граждане этих государств не знают, на что идут вложенные иностранными бизнесменами деньги. По мнению НПО, такие "пробелы" приведут к появлению коррумпированных лиц в странах ЕС.
За последние десять лет в Евросоюзе появилось более 6 тыс. новых граждан и почти 100 тыс. резидентов, получивших документы благодаря "золотым визам". Среди стран-лидеров по их выдаче числится Латвия.
Житель Кохтла-Ярве Кирилл Кыпп обсудил с Baltnews.ee данную инициативу и отметил, что ситуация в Эстонии несколько отличается от той, что, например, на Кипре.
"У нас, если гражданин "третьей страны" приобретает недвижимость, он не получает вид на жительство. Ему только облегчается уровень получения шенгенской визы. В Эстонии очень много граждан России покупают недвижимость стоимостью по 500 евро за квартиру, и поэтому у них упрощенная форма получения шенгенской визы", – отметил он.
Кыпп добавил, что он слабо себе представляет, что можно сделать с ситуацией, связанной с выдачей "золотых виз" в странах ЕС, но в то же время он отчасти согласился с предложением НПО.
"Это что получается? Мы не можем предоставить гражданство людям, которые здесь родились и выросли, а тем, кто побогаче и приехали извне, можно продавать [гражданство]? С этим надо либо просто заканчивать, либо оставить на усмотрение отдельным государствам", – полагает он.
По его словам, остается открытым вопрос, как ЕС смог бы контролировать выдачу гражданства во всех странах и каким образом проверялись бы инвестиции, вложенные в экономику стран-членов третьими лицами.
"Если кому-то покажется, что тот или иной инвестор вложил средства, которые были незаконно заработаны, как это будет выясняться? Через международный суд? И будут ли в случае подтверждения конфисковать то, что уже было приобретено?", – заключил он.