Несмотря на высокий уровень иммиграции в Эстонии, показатель эмигрирующего населения выше. Авторы доклада предполагают, что причиной тому является социально-экономическое неравенство, поскольку больше всего страну покидают люди из сельских районов с низкими доходами.
По уточненным данным Департамента статистики Эстонии, на 1 января 2018 года в стране проживало 1 319 133 человек, что на 3 499 человек больше, чем в тот же период годом ранее. В 2017 году численность населения уменьшилась на 1 759 человек. При этом она увеличилась за счет мигрантов на 5 258 человек.
Интеграция русскоязычного населения
В докладе говорится, чтобы не допускать убыль населения в долгосрочной перспективе, в Эстонии необходимо увеличить рождаемость и положительное сальдо миграции, иначе в скором времени Эстония может столкнуться с нехваткой рабочей силы на рынке труда. Решением этой проблема могла бы стать иммиграция. Однако, согласно прогнозам "Доклада о человеческом развитии", чтобы не допустить нехватку "рабочих рук", "требуется больше иммигрантов, чем эстонское общество в реальности может интегрировать". Поэтому необходимо принять дополнительные меры, чтобы восполнить этот пробел. Ключом к решению проблемы было названо увеличение доли русскоязычного населения на рынке труда.
Новая активная миграционная политика
Авторы доклада уверены, что Эстонии необходима более активная миграционная политика, побуждающая эстонцев возвращаться обратно на родину. Также нужно реформировать экономику, чтобы она привлекала трудовых мигрантов.
Стратегии обеспечения социальной сплоченности должна заключаться не просто в привлечении рабочей силы, которую "впустили в Эстонию", чтобы выполнять низкоквалифицированную работу.
"Активная миграционная политика должна способствовать социальной интеграции, привлекая высококвалифицированных мигрантов".
Новая активная миграционная политика могла бы основываться на двух столпах: балльно-рейтинговая система и студенческая мобильность. первая могла бы проверять уровень квалификации потенциального мигранта, а также способность интегрироваться в эстонское общество. Она руководствовалась бы такими категориями, как уровень образования, знание языка, возраст мигранта, опыт работы, наличие семьи. При этом ответственность за рабочего мигранта брал бы на себя частично и работодатель.
Что касается студенческой мобильности в Эстонии, необходимо сделать так, чтобы молодые люди, прошедшие обучение в эстонских вузах, оставались в стране. "Тем самым увеличится число ведущих специалистов, которые уже знакомы с эстонским обществом", – сообщается в докладе.