"Северный поток–2" как лебединая песнь канцлера Меркель: почем нынче статус друга США

© AFP 2022/ STEPHANIE LECOCQ

Германия выразила готовность взять Украину на частичное содержание ради укрепления своей экономической и политической роли.

Евросоюз, вероятнее всего, был не очень искренен, когда заявил, что достигнутое между США и Германией соглашение о газопроводе "Северный поток–2" выгодно, прежде всего, России. Основным выгодополучателем становится все же Берлин, которому отказ американцев от дальнейшего противодействия российско-немецкому проекту приносит не только экономическую, но и геополитическую победу.

Комментарии многих обозревателей по поводу встречи президента США Джо Байдена и канцлера Германии Ангелы Меркель, достигших соглашения о статусе газопровода "Северный поток–2", сводятся по большей части к тому, что хотя "Путин вновь одержал победу", "главное препятствие" для развития трансатлантического партнерства усилиями канцлера все же преодолено.

© AFP 2022/ SAUL LOEB
Встреча президента США Джо Байдена и канцлера ФРГ Ангелы Меркель, Вашингтон, 15 июля 2021

Но думается, что речь в Вашингтоне шла не столько о газопроводе, сколько о роли Германии в мировой политике. И малые государства Восточной Европы, включая Эстонию, совершенно напрасно не придают большого значения беседам Байдена и Меркель.

Предстоящие муниципальные выборы, в преддверии которых эстонские политики принялись увлеченно обмениваться невразумительными благоглупостями, угроза нового всплеска заболеваемости COVID-19 и экономические трудности в сочетании с увлекательным процессом дележа денег европейских фондов практически полностью поглотили внимание и силы эстонского "истеблишмента".

Поэтому у подавляющего большинства его представителей нет никакого желания вникать в детали и итоги состоявшихся в Вашингтоне переговоров по поводу газопровода "Северный поток–2". Тем более, что как-нибудь повлиять на решения американцев и немцев ни Таллин, ни другие восточноевропейские столицы не в состоянии.

Евросоюз недооценивает итоги встречи в Вашингтоне

Лишь несколько эстонских экспертов, кормящихся на ниве международных отношений, прокомментировали событие в довольно туманных и общих фразах.

Так, привечаемая антироссийски ориентированными авторами ряда европейских изданий Кадри Лийк, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям (ECFR, такой мало вразумительный think tank с туманными источниками финансирования – прим. автора), заявила, что Берлин не хочет, чтобы "Северный поток–2" привел к каким-либо осложнениям в отношениях между США и Германией. 

Но этот "глубокий анализ" все же недостаточно глубок, чтобы оценить договоренности между Берлином и Вашингтоном, которые фактически предопределяют роль Украины как перманентного реципиента немецких дотаций – то есть, грубо говоря, как попрошайки.

Роль эта для Киева вроде бы не нова, но перспектива обрести такой вот не самый приятный долговременный статус вряд ли его радует. И даже возмущает, судя по коллективному посланию неназванных украинских парламентариев и ряду заявлений членов правительства страны.

Соглашения между немцами и американцами не могли не вызвать недоумения и в Москве, которой странно слышать, как западные партнеры договариваются о совместных мерах давления на нее и о разделе сфер влияния в Европе. Возможно, телефонный звонок канцлера ФРГ президенту РФ Владимиру Путину помог разъяснить позицию Берлина, но вряд ли изменил отношение россиян к происходящему.

Вроде бы все, кроме американцев и немцев, выглядят недовольными. По сути дела, как полагает ряд обозревателей, Джо Байден отдал судьбу Украины в руки Германии, в очередной раз подтвердив намерение США поделиться "браздами правления" в Европе с немцами, а свои усилия сосредоточить на противодействии Китаю.

"У США нет лучшего друга, чем Германия", – как ранее выразился американский госсекретарь Энтони Блинкен.

Берлин посулил Киеву компенсации и поддержку

По итогам встречи Байдена и Меркель Украине обещаны немецкие дотации, которые как бы компенсируют ее потери от полной или частичной утраты российских выплат за транзит природного газа. Это на тот случай, если "агрессивная Россия" попытается использовать газопровод "Северный поток–2" как "геополитическое оружие" против Украины и вознамерится прекратить транзит газа через ее территорию после 2024 года, когда истечет срок действующих договоренностей.

Правда, размеры компенсаций не определены, поскольку Берлин, естественно, не обещал полностью покрыть возможные ежегодные потери Киева, которые оцениваются примерно в 2 млрд евро.

Германия обязалась также субсидировать в относительно скромных размерах ряд программ и исследований, призванных снизить зависимость энергетики Украины от газа и угля, а также стимулировать производство и использование водорода как альтернативного топлива.

Соединенные Штаты на себя никаких финансовых обязательств поддержки украинской экономики в связи с "газовым вопросом" брать не стали.

Еще Ангела Меркель обещала походатайствовать перед Москвой о продлении контрактов на транзит российского газа через Украину еще лет на десять, до 2034 года, и вместе с Байденом посулила как-нибудь наказать Россию за гипотетические попытки "газового шантажа" посредством, предположительно, ответного "газового шантажа".

Вполне вероятно, что американский и немецкий лидеры обсуждали и еще что-нибудь, касающееся газопроводов, России и Китая, но частично возмущенную американо-немецким "сговором" широкую западноевропейскую общественность информировали лишь об успешном разрешении конфликта между трансатлантическими партнерами из-за практически завершенного российского "Северного потока–2".

Германия платит много, но получает – еще больше

Похоже, что известная восточная поговорка насчет каравана и лающих собак к ситуации более не применима. Образно говоря, караван уже пришел, погонщики разгрузили верблюдов, засыпали им ячменя и сели за дастархан пить чай, а собаки все лают и лают, раздражая и караванщиков, и своих хозяев. Пока неясно, прикажут ли им заткнуться, пригрозив палкой, или же кинут немного костей.

Вероятнее всего, все же второе, так как Германия вдруг вознамерилась принять лидерство в ранее ей совершенно неинтересной, ориентированной на Центральную и Восточную Европу проамериканской "Инициативе трех морей" и внести некие солидные суммы в одноименный фонд.

Предыдущий президент США Дональд Трамп в свое время обещал этому фонду миллиард долларов, но... в общем, не сложилось. Главный движитель "инициативы" – Польша – выступает в роли основного (если не единственного из оставшихся) значимого ярого противника "Северного потока–2". Обещанные Берлином 1,5 млрд евро на развитие "энергетических проектов общеевропейского значения", надо думать, придутся полякам очень кстати.

Что и говорить, довольно дорого обходится Берлину статус "лучшего друга США". Но овчинка стоит выделки. Немецкие энергетические компании избавлены от угрозы американских санкций.

Дополнительный российский газ, поступающий по новым веткам "Северного потока", с учетом растущего спроса на газ вскоре сделает Германию главным газовым хабом Европы и принесет немалые прибыли. Позволит отказаться от использования угля в энергетике и выполнить "зеленые" обязательства.

Кроме того, откупаясь от США и фактически одолевая их в споре из-за российского газа, немцы укрепляют свою роль бесспорных политических лидеров Евросоюза. Не стоит скидывать со счетов еще и личное желание Ангелы Меркель, вскоре покидающей большую политику, возвеличить свою страну, оставив значимый след в ее истории.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.