Эстонская СПГ-политика отстает от графика

© РИА Новости

В Эстонии готовятся использовать плавучую платформу по конвертации газа, СПГ-терминал и даже локомотивы, работающие на СПГ-топливе. Но эти проекты реализуются бессистемно.

Новое правительство Эстонии задекларировало в коалиционном договоре идею о постройке СПГ-терминала. Вопрос энергетики для страны всегда был крайне важным, причем как в масштабах экономики всего государства, так и для каждого отдельного его жителя, поскольку отопление и электричество обходятся в копеечку.

В последние годы правительство Эстонии уделяет особое внимание вопросам импорта именно СПГ.

Большая часть проектов, связанных с покупкой и использованием этого энергоносителя, находятся в балтийской стране на стадии выполнения, причем их реализация нередко идет с сильным отставанием по графику.

Но нужно признать, что все они, если в итоге будут закончены, являются кусочками общей стратегии, контуры которой просматриваются уже сегодня. Сможет ли правительство и бизнес Эстонии ее реализовать, и получит ли страна выгоду от масштабного использования СПГ в перспективе?

Истинная причина долгостроя

Как недавно отметила министр финансов Кейт Пентус-Розиманнус, цель правительства состоит в достижении разнообразия энергетического арсенала страны. Главная причина такой политики – это, очевидно, адаптация к новым условиям, при которых Еврокомиссия заставляет Эстонию отказаться от производства и использования горючих сланцев (якобы по экологическим соображениям).

Кейт Пентус-Розиманнус

Однако какой бы актуальной ни была постройка нового СПГ-терминала, к выполнению этой задачи в балтийской стране не могут приступить уже несколько лет. Даже сейчас между политиками ведется спор относительно некоторых деталей такого проекта.

К примеру, министр экономики Таави Аас заявляет, что инициатива по строительству СПГ–терминала должна исходить от частных компаний. По его мнению, государство готово поддержать инвесторов, но не деньгами.

Деньги, как это часто бывает в случае с реализацией серьезных проектов в Прибалтике, представляют собой важнейшую проблему. Напомним, еще семь лет назад Еврокомиссия решила не поддерживать совместный проект эстонского предприятия Alexela Energia и финской энергетической фирмы Gasum по строительству терминала сжиженного природного газа в районе Финского залива.

Но в Эстонии от этого проекта полностью не отказались.

В эстонской холдинговой компании Alexela Group сегодня говорят о том, что предприятие уже давно подготовило проект по постройке СПГ-терминала, вместимостью 160 000 кубометров, в Палдиски. Глава Alexela Group Андреас Лаане уверяет правительство балтийской страны, что компания готова приступить к его исполнению хоть завтра, была бы только команда "начинайте строить!". Ну и сумма в размере 300 млн евро.

Однако правительство Эстонии пока остается непреклонным, обещая помочь, но не деньгами, а коммуникациями, которые подсоединят к этому объекту. С одной стороны, может показаться, что такой спор частного бизнеса и политиков, по сути, не позволяет приступить к постройке терминала.

Но на самом деле время еще терпит, поскольку сам по себе СПГ-терминал в Палдиски стране не нужен. Он необходим Эстонии лишь в случае, когда будет закончено несколько других проектов, которые также завязаны на покупку и использование сжиженного газа.

Часть чего-то большего

Любой рынок энергоносителей, даже если мы говорим о масштабах всего лишь одного государства – Эстонии – это, в первую очередь, баланс. Государство производит самостоятельно или импортирует определенный тип энергоносителя (в нашем случае – СПГ), что формирует предложение. В стране должны быть объекты по конвертации сжиженного газа, коммуникации по его доставке на электростанции, заводы и домохозяйства, его потребляющие, а также специальные тарифы, привлекающие потенциальных клиентов, что совокупно способствует формированию спроса.

Задача правительства – обеспечить баланс этого спроса и предложения. Именно тогда стране не будет угрожать энергодефицит, а потребители электричества и тепла станут регулярно получать необходимый товар. СПГ-терминал в данном случае – лишь часть инфраструктуры, которая должна это обеспечить.

Во-первых, Эстонии нужно найти поставщиков СПГ. Это задача вполне выполнима. Ими могут стать Катар, Австралия, Россия, США или даже страны-посредники. В последние годы наилучшим (по стоимости СПГ для Прибалтики) поставщиком является российский "Новатэк". Да, сотрудничество с ним входит в коллизию с антироссийской направленностью внешней политики всех балтийских государств, но это не столь критично.

Литовский СПГ-терминал Independence с весны 2020 года уже перешел на регулярные поставки от "Новатэка", так что Эстонии стесняться тут нечего.

Во-вторых, балтийской стране необходимо обзавестись объектом, а лучше несколькими, по конвертации сжиженного газа в его привычное состояние, после чего энергоноситель можно отправлять по трубопроводам вглубь страны. Вот тут и вступает в игру СПГ-терминал, о постройке и финансировании которого вновь вспомнили в новом правительстве Эстонии. К нему стоит добавить еще один проект – постройку плавучей СПГ-платформы в Китае.

Еще в 2018 году эстонская компания Eesti Gaas заказала нидерландской корпорации Damen создание такого судна вместимостью 6000 кубометров газа. Европейская компания приступила к постройке платформы на китайской верфи в Ичане. К слову, в Eesti Gaas обещают, что объект будет вскоре готов, и уже в этом году прибудет в Балтийское море.

Можно предположить, что СПГ-терминал и плавучая платформа смогут работать в тандеме. Задача терминала с его объемом в 160 000 кубометров – принимать крупные партии, а плавучей платформы с ее объемом 6000 кубометров – выбирать мелкие партии, а при удачном стечении обстоятельств даже продавать СПГ кораблям, которые курсируют в Балтийском море.

Тут стоит оговориться, что нидерландская фирма строит для Эстонии весьма продвинутую платформу, которая после принятия сжиженного газа может конвертировать его в привычное состояние, а может и выдать такой же СПГ без изменений.

Этим обязательно будут пользоваться мимо проходящие корабли, у которых установлен двигатель, работающий именно на СПГ-топливе и завоевывающий все большую популярность у кораблестроителей из-за более высокой экологичности при эксплуатации.

Все вышеперечисленное формирует инфраструктуру, обеспечивающую предложение СПГ в Эстонии. А что же со спросом?

Кому в Эстонии нужен СПГ

Одним из потребителей сжиженного газа в Эстонии может стать, как бы это странно ни прозвучало, железная дорога. Эстонская государственная железнодорожная компания Operail уже несколько лет трудится над созданием первого в стране локомотива, который должен работать на сжиженном природном газе. Ожидалось, что к концу 2020 года на рельсы выйдет для тестирования первый прототип, однако COVID-19 внес свои коррективы в реализацию проекта.

В итоге работа по постройке магистрального СПГ-локомотива (на базе тепловоза General Electric C36) началась только в феврале 2021 года, и ее конец ожидается весной этого года. Локомотив пройдет процесс сертификации, и после согласований с Eesti Raudtee и эстонским Департаментом по защите прав потребителей ему разрешат обслуживать линейные перевозки.

Плавучая регазификационная установка в составе Клайпедского терминала

Как уже нетрудно догадаться, если обеспечить страну необходимым количеством СПГ, то можно будет говорить и о серийном производстве, и о повсеместном использовании такого локомотива на железных дорогах Эстонии. Правда, есть некоторые нюансы.

"Госкомпания Operail занимается переделкой локомотивов и обладает серьезным опытом – это верно. Но такие операции занимают достаточно много времени, а если уж говорить о производстве нового поезда на СПГ, то это еще более долгий процесс. Планы по трансформации железнодорожного транспорта в Эстонии действительно серьезные, но вот есть ли реальные возможности?" – задается вопросом председатель профсоюза железнодорожников Эстонии Олег Чубаров.

Он подчеркнул, что всем этим надо было заниматься раньше, а теперь есть серьезные проблемы с нехваткой рабочих рук. Конечно, наличие СПГ – это крайне важный момент для локомотивов нового образца. Но вот кто их будет делать, когда множество железнодорожников уволены, а пандемия в кратчайшие сроки может де-факто остановить производственный процесс?

"Вся эта инициатива весьма достойная, старые локомотивы, конечно же, надо менять. Но как бы не пришлось из-за нехватки рабочих рук рассматривать варианты покупки уже готовых поездов. А это уже вопрос цены, где пока нельзя однозначно сказать, какой вариант в итоге окажется для страны дешевле", – рассудил эксперт.

Еще один потребитель сжиженного газа в Эстонии – корабли, причем не только принадлежащие балтийской стране (первое такое судно было куплено в 2017 году), но и другим странам, суда которых будут курсировать в Балтийском море.

Но и здесь отставание от графика ломает всю картину. СПГ-платформа, строящаяся на китайской верфи, должна была быть закончена еще в 2020 году, но пандемия явно отодвинула дату окончания работ. В Eesti Gaas уверяют, что объект будет готов в этом году, но нет гарантий, что очередная волна локдаунов не сместит вновь планируемые сроки.

Наконец, самый очевидный потребитель СПГ в Эстонии – различные предприятия и простые граждане страны, дома которых могут освещаться и отапливаться за счет использования природного газа, который нужен для генерации энергии на электростанциях. Но и тут есть проблема.

Еврокомиссия вряд ли захочет выделять дотации для постройки СПГ-терминала в Палдиски. В ЕС озабочены исполнением "зеленой сделки", которая отрицает любые инвестиции в проекты, провоцирующие выбросы СО2 в атмосферу. Да, использование газа – это не уголь и не мазут с нефтью, выбросы от сжигания газа меньше, но они все равно есть.

Бункерное судно СПГ Optimus голландской судостроительной компании Damen

Это значит, что правительству Эстонии придется либо 300 млн евро, необходимых для постройки СПГ–терминала, искать самостоятельно, либо каким-то образом убедить раскошелиться частный бизнес. Что получается пока плохо.

Вот и выходит, что у Эстонии есть весьма амбициозная и масштабная программа по закупкам и использованию СПГ в ряде отраслей, но время для ее реализации выбрано весьма не подходящее. Делать все это нужно было синхронно и гораздо раньше, когда ЕС был более щедр на дотации, не истерил по поводу экологии, а пандемия не сковывала мировую торговлю и логистику.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.