Восточная Европа становится "полем битвы" строителей АЭС

© Sputnik/ Павел Лисицын

Наступающий год может стать началом новой "атомной эры" Восточной Европы, где многие страны намерены строить и модернизировать АЭС ради "озеленения" экономики.

Прошедший год стал этапом решающих сражений между европейскими противниками атомной энергетики и ее сторонниками. После долгих и ожесточенных споров Евросоюз вынужден был наделить государства альянса правом самим решать, какую именно энергетику выбрать вместо "грязной" угольной. И страны Восточной Европы из тех, что побогаче, вероятнее всего, выберут АЭС.

Страны Балтии, надо думать, к их числу не относятся, хотя маленькая Эстония и подумывает о собственном реакторе в неком отдаленном будущем. А Литва намного больше озабочена попытками как-нибудь закрыть новую АЭС в соседней Белоруссии и уже не вспоминает о собственных планах построить на паях с другими прибалтами станцию вместо закрытой по настоянию Брюсселя станции в Игналина.

Игналинская АЭС

Ранее Брюссель подтвердил, что не станет препятствовать строительству новых станций и модернизации уже действующих, но напоминал о том, что АЭС – дело очень затратное и долговременное. Об этом говорил вице-президент Еврокомиссии Франц Тиммерманс во время обсуждения проблемы с Международным энергетическим агентством.

Но вряд ли это остановит те европейские столицы, которые уже сделали ставку на "мирный атом". Трезвый расчет, как считают эксперты, одолел мечты о бескрайних полях ветрогенераторов и солнечных панелей – Евросоюз признал атомную и газовую энергетику как минимум "необходимым злом", без которого невозможно выполнение обязательства достичь углеродной нейтральности к 2050 году. Газовые и атомные станции должны повсеместно заменить угольные.

Можно предполагать, что согласие Евросоюза означает еще и возможность получения льготных кредитов в рамках "зеленой сделки" на строительство новых генерирующих мощностей. Возможно, главной пробивной силой, преодолевшей опасения европейцев перед "мирным атомом", стала Франция, которая в отличие от Германии от своих АЭС отказываться не намерена.

Отказ от "грязных" электростанций в таких масштабах, как это вынуждена делать, например, Польша, невозможен без строительства АЭС в качестве альтернативы. Во всяком случае, так считают сами поляки, планируя приступить к возведению первого реактора третьего поколения в 2026 году, как говорит министр по делам защиты климата Михал Куртыка.

Формально Варшава долго оставалась единственной страной Евросоюза, не присоединившейся к общему обязательству добиться углеродной нейтральности к 2050 году. Главной причиной "упрямства" поляков оставались именно угольные электростанции, для ликвидации и замены которых потребуется инвестировать очень много средств (желательно из фондов Евросоюза).

Соединенные Штаты нацелились на Восточную Европу

Сколько потребуется реакторов, чтобы обеспечить потребности немаленькой страны (плюс немного на продажу, скажем, Литве), Варшаве сказать пока сложно. Американская Westinghouse, которая почти уверена, что строить, а затем и снабжать топливом новые станции будет именно она, полагает, по словам представителя корпорации Майка Керста, что реакторов Польше потребуется порядка одиннадцати штук. Так что в ближайшие десятилетия на берегах Балтики (или поблизости от них) появятся, надо думать, новые АЭС и цены на электричество, возможно, упадут.

Потенциальные польские заказы на строительство реакторов представляют собой самый лакомый кусок в Европе для потенциальных подрядчиков. Но для в общем-то немногочисленных корпораций, которые имеют долгий опыт разработки и реализации проектов атомных станций, наступающие годы массового перехода государств Восточной и Центральной Европы на "мирный атом" и без польских перспектив обещают очень "жирные" контракты. Так что конкурентная борьба ожидается нешуточная, с использованием в том числе и нечистоплотных методов ("не разделяют наши ценности") борьбы с российской и китайскими компаниями-соперниками.

© РИА Новости
Госкорпорации "Росатом"

Та же Westinghouse, развернувшая в Европе масштабную кампанию в пользу себя самой, сейчас строит четыре новых реактора в США и еще четыре в Китае, договаривается о возведении новой станции в Великобритании и готова отработать совместные с российскими коллегами подряды в Болгарии (модернизация станции "Козлодуй"). Одновременно корпорация "окучивает" на предмет продажи ей топлива еще и Украину, имеющую пятнадцать реакторов советских проектов, но строить там вроде бы ничего не собирается по причине неуверенности в платежеспособности страны.

Westinghouse ставит себе целью захватить львиную долю рынка поставок топлива для АЭС, нацелившись на Восточную Европу (в Западной за ними уже поставки для всех реакторов Великобритании, большинства в Швеции и Германии, значительная часть во Франции).

Европейский континент приобретет статус "атомного"

Westinghouse, Росатом и французская EDF фактически делят европейский рынок, который в ожидании потока заказов пытаются освоить еще южнокорейская KHNP и китайская China General Nuclear Power.

Казалось бы, работы и выгодных заказов с избытком хватит на всех, если страны Восточной Европы начнут в массовом порядке модернизировать действующие реакторы и строить новые станции. Речь идет о таком количестве миллиардов евро, что у тех нескольких существующих в мире корпораций, что умеют строить надежные реакторы, дух, наверное, захватывает.

Кроме того, строительство и снабжение топливом атомных станций – это, насколько можно понять знающих людей, чрезвычайно консервативный, сложный рынок. Лицензирование и утверждение проектов, ядерного топлива для реакторов и его поставщиков занимает годы, а контроль со стороны государств и неправительственных организаций крайне высок.

Реактор атомной электростанции

Тем не менее американцы не теряют надежд перехватить по возможности заказы у Росатома. Со скандалом, но все же отдали предпочтение россиянам Венгрия (АЭС "Пакш" и "Пакш-2"), Словакия (станция "Богунице"). Возможно, Westinghouse сможет отыграться в Чехии с заказом на модернизацию станций "Дукованы" и Темелин – в Праге вдруг озаботились вопросами безопасности, которую якобы могут подорвать контракты с Россией или Китаем.

Надо думать, новая "атомная эра" Европы (вернее, восточной ее части), ставшая результатом масштабных усилий сократить эмиссию углерода и таким образом замедлить потепление климата, в ближайшие десятилетия сделает континент абсолютным лидером по числу реакторов и основным потребителем ядерного топлива для них.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.