Шаг сделан. Федеральное сетевое агентство Германии все же отказалось освободить "Северный поток-2" от требований газовой директивы Евросоюза. Решение по заявкам консорциумы Nord Stream AG и Nord Stream-2 AG ждали к концу мая, а сами обращения были отправлены еще в январе текущего года.
"Финальный удар со стороны немецких властей", "Германия окончательно отказалась от "Северного потока-2" – такими заголовками пестрили новостные ленты. "Газопровод могли освободить от директивы, если бы он был построен к 23 мая 2019 года, неужели нельзя было раньше предупредить?", – виднелись комментарии возмущенных читателей.
И, очевидно, только "Газпром" сохранял холодное спокойствие, напоминая, что в принятом европейском законе слишком много "но", которые чаще всего распространяются, по очевидным геополитическим причинам, именно на Россию. А с подобными "но" стоит и нужно бороться.
Третья энергопакетная проблема
Неоднозначность Третьего энергопакета обсуждалась много раз.
С почти что детским восторгом поправки 2019 года в Газовую директиву приняли ярые противники российского топлива. Ведь теперь, помимо основных требований по разделению поставщика газа транспортной компании, доступа третьих сторон к мощностям газопровода, недискриминационных тарифов и транспарентности, в документ вписывался обязательных контроль над морскими частями трубопроводов, приходящие в ЕС из третьих стран.
Схема была столь логичная и расчетливая, что даже не потребовала от обывателей дополнительных математических вычислений: законодательный акт был точно прописан под "Северный поток-2".
К слову, европейские власти не были бы европейскими, если бы не любили "энергетическую толерантность". Но только к тем, кто им нравится.
Так, под нормы Третьего энергопакета прекрасно вписывался Азербайджанский Трансанатолийский трубопровод (TANAP), одна ветка которого идет из Азербайджана через Турцию в Болгарию, другая – через Грецию в Италию, то есть – на территорию ЕС. Но его в "расстрельные списки" энергопакета не внесли. Не захотели увидеть конкуренцию. Потому что войти в трубу на территории Турции мог российский газ. А топливо из России, как известно, по европейским нормам находится вне всех систем и идет, не то, что с "третьей стороны", а будто прямиком из "Мордора", распространяя политическое давление, монополизацию всех возможных сфер и все то, что ему обычно приписывают.
Оператор проекта Nord Stream-2 AG уже заявил, что с решением немецкого регулятора не согласен. В компании подчеркнули, что к 23 мая 2019 года трубопровод был завершен "с точки зрения экономической функциональности", а потому под действие директивы он никоим образом не попадает.
Более того, по словам международных правовых экспертов, сужение определения "завершение проекта" до заключения о физическом строительстве газопровода "нарушит защиту законных ожиданий и других фундаментальных прав в законодательстве ЕС". Поправки идут в разрез с гарантиями Основного закона Германии, а в сам проект были вложены миллиарды евро еще до принятия директивы. "Отличная забота" о европейских инвесторах, в числе которых, к слову, числятся и сами немцы. Но поучиться тут нечему.
Энергетические войны: продолжение
В комментарии для Baltnews ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков отметил: сдаваться без боя "Газпром" не будет. И подобная борьба уже сходна войне за торжество здравого смысла:
"Оператор Nord Stream AG будет подавать апелляцию, будет судиться, я думаю, и добиваться исключения трубопровода из норм Третьего энергопакета. И в общем-то, это логичное решение было бы. По нынешнему регулированию в 12 км от берега Германии, там, где де-факто начинается ЕС, вдруг должна возникнуть какая-то конкуренция и в трубу должны войти какие-то альтернативные поставщики. Но все понимают, что на дне моря этого не может произойти. И в данный момент это попытка использовать антимонопольное законодательство к случаю, когда конкуренция не может никак возникнуть".
"Да и в самом европейском законодательстве прописано, что в таких случаях предоставляются исключения из-под норм Третьего энергопакета. Потому что если Третий энергопакет будет применяться к "Северному потоку-2", то под удар попадут инвесторы: компании вложились в строительство газопровода, рассчитывая получить 55 млрд кубов. А по факту получат 27,5 млрд. То есть инвестиции попросту девальвируются", – отметил эксперт.
Но если Европа все же одумается, то ситуация с "Северный потоком-2" может частично повторить историю с продолжением "Северного потока-1" – трубопровода Opal.
"До недавнего времени трубопровод Opal тоже не давали загружать. В итоге решили, что на эти 50% мощностей, которые альтернативный поставщик должен получить, проведут аукцион. И если никто, кроме "Газпрома", в нем участвовать не будет, то отдадут возможность качать "Газпрому". И так и вышло. Чужому газу там взяться неоткуда", – заметил Юшков.
В противном случае "Газпрому" придется действовать по технике восточного боя: если невозможно победить врага в честном поединке – изучи и подстройся под него. Но даже тут Россия не пренебрежет законом, завершив процедуру по документации чисто:
"Пока что, действительно, "Газпрому" удастся закачивать только 50% "Северного потока-2". Но даже если компании не удастся добиться исключений из норм Третьего энергопакета, она может подстроиться под него. Например, отдать последний участок в управление независимому оператору, или передавать право на половину газа собственности клиентам. То есть по документам, будет идти половина газа "Газпрома", а половина – других компаний", – резюмировал Юшков.
И это только часть вариантов. Но встает вопрос – зачем изобретать ненужный велосипед, на котором даже покататься некому в период пандемии, если экспорт энергоносителей становится настоящей проблемой для некоторых государств?
Ответа нет, как и логики в Третьем энергопакете, написанного наивными мечтателями, грезивших о конкуренции в море. Романтичная, но никому неудобная история.
Так победим
Большинству, даже европейский обывателей уже давно стало понятно: "Северный поток-2" – сугубо экономический проект, несущий только выгоду и дешевые цены на топливо потребителям Европы.
Прибалтийские республики, поглощенные борьбой с коронавирусом, справедливости ради, несколько снизили накал претензий к российскому проекту. Тем не менее, признать тот факт, что трубопроводный газ из России может выгодно сыграть роль в климатической повестке Европы, они не могут и не хотят. Как и то, что использование более дешевого трубопроводного топлива сможет стать неким трамплином к переходу к "зеленой экономике", которой от них так ждут в ЕС. Но лучше ежегодно получать тону критики, угрозы штрафами, но поддерживать старшего брата.
К слову "старший брат" – США – сейчас переживает не лучшие дни своей стратегии по распространению СПГ в Европе, коронакризис и тут оказался беспощадным.
"Прибалтика, Польша и Украина пытаются продемонстрировать политическую лояльность США. Для Соединенных Штатов сейчас еще актуальнее повысить цены в Европе. Почему Вашингтон выступает против "Северного потока -2"? Потому что он хочет создать дефицит дешевого газа на европейском рынке, тогда поставки дорого СПГ будут рентабельными. А по цене на данный момент американский СПГ не проходит, более того, там действительно сейчас происходят отгрузки, потому что цены слишком маленькие и экспортировать СПГ просто не выгодно", – обратил внимание Юшков.
Были надежды, что дефицит появится за счет Украины. Но Киев заключил контракт с Россией. Был план остановить "Северный поток-2", но "Газпром" настроился достроить трубопровод самостоятельно, невзирая на дальнейшие последствия американских санкций. Была идея надавить политически, а из-за коронавируса у людей не осталось денег.
И даже Варшава, верная подруга Вашингтона, – и та сыграла в свою игру:
"Варшава выиграла бы от "Северного потока-2". Польша уже сейчас выигрывает и от "Северного потока-1". Там особую схему компании используют. То есть, когда газ в Германию приходит по "Северному потоку-1", образуются определенные излишки. Их продают на бирже. Поляки скупают эти излишки и отправляют клиентам в Германию, которые это топливо должны были получить по газопроводу "Ямал-Европа" (идущего из России – прим. Baltnews), а сами поляки такой же объем газа забирают себе на Восточной границе с Белоруссией. И экономят на том, что в реальности не прокачивают часть газа по своей территории, и в общем-то, не тратят энергию. Чем больше газа приходит в Германию, тем больше операций Польша может проводить", – заключил Юшков.
При этом Варшава лицемерно продолжает пугать полным отказом от российского газа после 2021 года. Получается, что все выбрали себе роли. Но записались в разные спектакли. А на сцене – балаган, а в зале люди, требующие посильного по цене топлива. Зря, что ли, деньги за билеты платили?
Так нанесен ли последний удар по "Северному потоку-2"? Нет. Отметенный вариант вывода проекта из Газовой директивы ЕС, вероятнее всего, был самым простым. Но далеко не последним.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.