Стоп "выкручиванию рук"? Как с уходом Болтона изменится позиция США по Прибалтике

Уход Джона Болтона не изменит внешнюю политику США уже завтра. Но некоторые последствия все же могут произойти. Советник президента был ярым сторонником жесткого решения внешнеполитических проблем, а значит, методы, которые Вашингтон будет использовать, могут ощутимо измениться. Это может отразиться и на некоторых восточноевропейских государствах.

Американский президент Дональд Трамп принял решение, уволить своего советника по вопросам национальной безопасности. Как отметил сам глава Белого дома, Джон Болтон "не шел в русле" внешнеполитических целей Администрации.

Нельзя сказать, что это было чем-то невероятным. Все понимали, что рано или поздно это случится, непонятно только было, когда именно.

Напомню, президент Соединенных Штатов уже неоднократно подвергал сомнению, а порой и открыто критиковал некоторые действия советника по нацбезопасности. Особенно это было видно по несогласию Трампа с Болтоном, когда тот предлагал развивать военную кампанию в Ираке. Впрочем, советник президента был сторонником жесткой политики, точнее, банального завоевания или просто бомбежки других стран. Именно он настаивал на "ливийской модели" по отношению к Северной Корее.

В целом Джона Болтона можно охарактеризовать как яркого представителя так называемых ястребов, у которых на все внешнеполитические проблемы всегда подготовлен самый жесткий ответ. Значит ли это, что Вашингтон теперь станет вести себя на мировой арене чуть иначе? Отразится ли это, к примеру, на его отношении к странам Восточной Европы или Прибалтики?

Белому дому не нужен "запугиватель"

Как рассказал в беседе с Baltnews политолог, политический технолог Василий Стоякин, кардинально на политику США в Восточной Европе и Прибалтике это не повлияет.

"Джон Болтон – это, безусловно, фигура весомая, но надо себе отдавать отчет, она все же служебная. Само нахождение этого человека в Администрации Трампа, с одной стороны позволяло решать сугубо специфические задачи – выполнить качественное запугивание, к примеру. С другой стороны, получение Болтона своей должности могло быть просто политической уступкой Трампа для радикальной части республиканцев в свое время. Теперь, возможно, в этом отпала надобность", – считает политолог.

Также Василий Стоякин подчеркнул, что исключительно самостоятельной роли Джон Болтон при этом все равно не играл. Просто у американского президента, по всей видимости, нет необходимости постоянно накручивать радикальное направление внешней политики США. Сегодня, наоборот, нужна некоторая разрядка, это видно по недавним шагам Белого дома на международной арене.

"Определенные изменения в отношении Восточной Европы и Прибалтики будут, но изменится не общий курс, а методы.

Трамп уже несколько раз ставил мир на грань ядерной войны, а потом организовывал "откат", от которого приобретал или не приобретал своего рода бонусы – этакая типичная "ковбойская" тактика.

Если Болтона убрали и хотят поставить вместо него менее радикальную фигуру, значит, так надо Белому дому и, соответственно, таким же станет его отношение ко многим странам, включая Прибалтику.

Изменения в администрации Трампа – это не стопроцентная "дерадикализация". Но одно ясно точно – Вашингтон будет добиваться все тех же целей в Восточной Европе и странах Балтии, что и раньше. Разница будет только в методах их достижения", – заключил эксперт.

Белый дом избавляется от "закостенелости"

История США показывает, что со сменой политических фигур внешняя политика страны все равно кардинально не меняется. Другими становятся только средства ее реализации.

Но даже это порой создает большие проблемы для Администрации американского президента. Вот скажите, как можно эффективно и быстро, не давая геополитическим соперникам времени для маневров, проводить свою политику в сложных регионах планеты, когда процесс тормозится внутренними спорами в Белом доме?

Кстати, сам Дональд Трамп не особо скрывает ошибок Болтона, из-за которых тот лишился поста. Американский президент напомнил, что США достаточно интенсивно последние месяцы проводили переговоры с "Талибаном" (запрещенная в России организация – прим. Baltnews), чтобы наконец уйти из Афганистана, сохранив лицо. Джон Болтон открыто выступал против запланированной секретной встречи с представителями этих радикалов.

По сути, советник президента пошел против воли Трампа. Возможно, в его обязанности это тоже должно входить (на то они и советники, чтобы не только поддакивать), но, видимо, он слишком увлекся. Можно даже допустить, что позиция Болтона по Афганистану стала последней каплей, о которой в отличие от других промахов в Белом доме все же решились сказать вслух.

Дональд Трамп, по всей вероятности, определился с курсом и методами, которыми США должны руководствоваться во внешней политике. И похоже, что те, кто намерен этому противится, в Белом доме работать не будут.

Чего ждать Прибалтике и Польше?

Во многих СМИ различных стран, которые воспринимаются Соединенными Штатами как геополитические соперники, после увольнения Болтона вздохнули спокойно. Оно и понятно, ведь появился призрачный шанс, что Вашингтон перестанет использовать "топорные" методы во внешней политике.

Но если с "врагами" Белого дома все понятно, то как обстоят дела с "друзьями"? Значит ли это, что из-за ухода такого яркого "ястреба", к примеру, с Польшей или с Эстонией США начнут говорить по-другому?

На этот вопрос специально для Baltnews ответил политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев.

"Я не думаю, что следует ждать из-за увольнения Болтона прямо коренных изменений в политике Белого дома по отношению к Восточной Европе и странам Прибалтики. Вообще между демократами и республиканцами по этим регионам практически одна и та же позиция. Разве что уровень интереса разный.

Демократы традиционно проявляли больше внимания к Восточной Европе, поскольку в партии очень много выходцев из этого региона.

Посмотрите, к примеру, на такие значимые фигуры, как [Джордж] Сорос, [Збигнев] Бжезинский, [Мадлен] Олбрайт. Все они ведь принадлежат к демократическому лагерю. Но с республиканцами из-за Прибалтики или Восточной Европы они не ссорятся.

Кстати, за Трампа в этот раз выступила в США даже польская диаспора (хотя традиционно она отдавала предпочтение демократам)", – рассказал политолог.

В таких условиях, как считает Роман Трухачев, Прибалтика и Польша воспринимаются американским истеблишментом исключительно как "передний край" НАТО в противостоянии с Россией, плюс как рынок сбыта американского СПГ, который в будущем мог бы "отделить" Европу от российских углеводородов. А раз между демократами и республиканцами есть подобный консенсус, уход Болтона вряд ли существенно в ближайшее время изменит политику по отношению к этому региону.

"Сейчас, правда, мы видим некоторые попытки присоединить к такому "форпосту" против РФ еще и Чехию. Вспомните недавний снос памятника в этой стране советскому маршалу Коневу. Но там все сложнее. Чешские элиты пока не готовы в том же ключе и масштабе культивировать русофобию, как Прибалтика.

Окажет ли влияние на это увольнение советника по нацбезопасности США? Болтон был сторонником жесткого курса. С его уходом, возможно, США будут не так сильно в Восточной Европе и Прибалтике "выкручивать руки", если это понадобится, они станут действовать более изощренно", – делает вывод эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.