Военный блок России и Китая: реальность или утопия?

© Пресс-служба Минобороны РФ

Военно-политический союз России и Китая возможен, но необходимости в нем нет, считает эксперт, главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский.

Военный эксперт Виктор Мураховский полагает, что российско-китайское военное партнерство успешно развивается и необходимости облекать его в форму военно-политического блока нет.

"Теоретически ничего невозможного нет, но сегодня необходимость в военно-политическом альянсе между Россией и Китаем отсутствует. Наши страны вполне успешно развивают военное взаимодействие и военно-техническое сотрудничество, не связывая себя формальными обязательствами", – сказал Мураховский в беседе с Baltnews.

Эксперт поставил под сомнение эффективность военно-политического союза как такового:

"На примере Варшавского договора и Североатлантического альянса мы знаем, что блоковые обязательства соблюдаются в том случае, если стороны хотят и могут исполнить их. Но не соблюдаются, если такие обязательства сталкиваются с реальностью, которая противоречит интересам этих стран".

План военного сотрудничества России и Китая на 2021–2025 годы, подписанный в конце ноября главами военных ведомств Сергеем Шойгу и Вэй Фэнхэ, Мураховский не считает прообразом военного блока:

"Подобных документов подписано достаточно много и с другими странами. Дорожные карты военного партнерства определяют планы совместных учений, график рабочих встреч министров обороны и ряд других мероприятий. Однако практическое сотрудничество России и Китая гораздо шире формальных договоренностей".   

Официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь заявил 20 декабря, что власти США нарушают принцип "одного Китая" и в собственных геополитических интересах используют Тайвань, сообщило РИА Новости.

Ранее президент РФ Владимир Путин очертил президенту США Джо Байдену "красные линии" – расширение НАТО на восток и размещение на Украине стратегических ударных вооружений. Однако риторика Соединенных Штатов не меняется ни в отношении Китая, ни в отношении России.