Брюссель недоволен тем, как союзные страны Восточной Европы справляются с вакцинацией населения, и считает отставание региона в темпах и масштабах прививок результатом слабой агитации и пропаганды прививок. Еврокомиссия собирается взять на себя задачу убедить недоверчивых жителей постсоветских государств в необходимости вакцинироваться, планируя масштабную пропагандисткую кампанию. По все вероятности, в Брюсселе полагают, что лучше местных властей разбираются в образе мыслей и настроениях населения.
Объективности ради надо отметить, что Эстония сравнительно неплохо выглядит на фоне общей картины состояния дел с вакцинацией населения от COVID-19 на постсоветском пространстве Евросоюза.
До показателей большинства западных союзников с их более чем 70-процентной долей полностью привитых жителей страна пока не дотягивает, но дела у нее идут куда лучше, чем, скажем, в Болгарии и Румынии, где вакцинировано от 27 до 40 процентов всего населения.
Главную причину отставания Брюссель, судя по всему, усматривает в неспособности местных властей найти "ключик к сердцам и умам" недоверчивых соотечественников. Возможно, отчасти он прав, так как с организационной точки зрения некоторых объективных оснований не успевать за западноевропейцами в общем-то и нет: запас препаратов имеется, процесс массовой вакцинации вроде бы отлажен.
Еврокомиссия "в тесном сотрудничестве с правительствами стран Восточной и Юго-Восточной Европы", как сообщают информированные брюссельские издания, готовит масштабные агитационные кампании, имеющие целью "повысить осведомленность о необходимости вакцинации".
Руководство альянса готовит информационную кампанию "в виде видеороликов", "адаптированных к потребностям и особенностям Восточной Европы". "Мы не можем так продолжать. Если Восточная Европа не ускорится, мы никогда не положим конец пандемии", – цитирует издание Еuractiv неназванного чиновника Еврокомиссии, который отметил также, что Брюссель считает неприемлемым разрыв в темпах и масштабах вакцинации между Восточной и Западной Европой.
Надо думать, Брюссель собирается эффективно использовать то выявленное опросами общественного мнения обстоятельство, что население большинства стран Восточной Европы больше доверяет властям Евросоюза, чем собственным правительствам и парламентам.
Но вероятно также, что в Еврокомиссии почему-то уверены в своем глубоком понимании образа мыслей и настроений жителей постсоветских государств, уверены в своих специалистах в области пропаганды и полагаются на их способности убеждать больше, чем на умения национальных властей.
А значит в Брюсселе считают, что те не справляются с задачей, поскольку "страшно далеки они от народа". И это создает щекотливую ситуацию, которая придется не по нраву восточноевропейским столицам.
От бесплатных агитационных, "адаптированных к потребностям и особенностям" видеороликов, конечно, никто не откажется, но демонстрация недоверия Запада к способностям властей стран Востока найти общий язык с населением отношения не улучшит.
Есть еще и план "В": обязательная вакцинация и штрафы
С чем же придется столкнуться Брюсселю, решившему разобраться в психологических особенностях среднестатистического восточноевропейца, под "потребности и особенности" которого следует адаптировать пропаганду вакцинации.
Говорят, что жители Восточной Европы более своевольны, менее дисциплинированы и менее склонны доверять врачам, авторитетам и властям, чем представители Западной Европы. Что они больше склонны верить в теории заговоров и всякого рода знахарям.
Судить, насколько это мнение соответствует действительности, сложно, но такого рода обобщения все же кажутся притянутыми за уши. Хотя надо признать, что продемонстрированное по телевидению зрелище вакцинируемого премьер-министра Эстонии никого не подвигло немедленно последовать его примеру.
Тем не менее Брюсселю, пытающемуся разобраться в психологических особенностях восточноевропейцев, следует, вероятно, учесть, что это исключительно сложная задача. Хочется надеяться, что спецы Еврокомиссии не станут исходить из заблуждений и утрированных стереотипов, готовя убедительные доводы в пользу уколов для жителей Восточной Европы.
Но им придется также учесть, что часть населения и, прежде всего, люди старших поколений уколоться в принципе не против, но предпочли бы российские вакцины. Уровень доверия к ним у немолодых людей довольно высок, так как именно ими (то есть разработанными в Советском Союзе) их успешно прививали в детстве.
Но, как известно, Брюссель официально вакцину Sputnik V не признает и, более того, в свое время неосмотрительно постарался ее дискредитировать, подорвав тем самым доверие старших поколений постсоветских государств к вакцинации как таковой.
Задача убеждения самой недоверчивой, по разным причинам упорствующей части населения, не желающей подпускать к себе медиков со шприцами, становится тем труднее, чем более растерянными выглядят врачи и власти из-за нашествия штамма "омикрон", к Который, как уже доказано, способен преодолеть иммунную защиту и вакцинированных, и уже переболевших людей.
На вопрос: "А зачем же тогда вообще вакцинироваться, если это не спасает от "омикрона"?" – есть вполне убедительный ответ, суть которого состоит в том, что полностью привитые жертвы этого штамма, насколько известно, чаще всего болеют без симптомов или же в легкой форме. Но донести эту мысль до замкнувшихся на недоверии людей не так-то просто.
На тот случай, если психологам Брюсселя все же не удастся достучаться до антиваксеров, у него имеется запасной план. В Еврокомиссии, как сообщается, рассматривают возможность перейти от убеждения к принуждению. Имеется два варианта, уже апробированных в Западной Европе.
Австрия вводит обязательную вакцинацию и систему штрафов за отказ от прививок без уважительной причины, а Италия учреждает "Супер COVID-паспорт", без которого жители страны практически никуда не могут попасть, что делает повседневную жизнь общительных итальянцев невыносимой.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.