Бурбоны из штата Кентукки, апельсиновые соки, джинсы Levi’s и мотоциклы Harley-Davidson в скором времени немного подешевеют для европейцев. Евросоюз отменяет ранее введенные импортные пошлины на традиционные американские товары в ответ на отмену в США повышенных тарифов на европейские сталь и алюминий.
На саммите G20 в Риме Вашингтон и Брюссель, президент США Джо Байден и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, подтвердили договоренность о взаимном отказе от введенных во времена прошлого американского президента Дональда Трампа обоюдных торговых санкций.
По соображениям "стратегической безопасности" (обоснование введения санкций особенно злит Евросоюз) США установили в марте 2018 года двадцатипятипроцентные тарифы на импортные стали и десятипроцентные – на алюминий из ряда стран-поставщиков.
Говорят, основной целью санкций был Китай, но под удар попал и Евросоюз. В ответ Брюссель ввел аналогичного размера импортные тарифы на традиционные американские товары. И вот противостояние, вроде бы, подходит к концу.
В совместном заявлении по итогам переговоров сообщается, что стороны "будут контролировать торговлю сталью и алюминием между ними", что они стремятся "устранить нерыночные избыточные мощности в мировом сталелитейном и алюминиевом секторах" и "соглашаются ежегодно пересматривать действие этого соглашения и текущее сотрудничество, в том числе в свете изменений на мировых рынках стали и алюминия, спроса и импорта в США".
Последний пассаж, если начать разбираться в деталях (которые, как говорят, порой прячут в себе крупные неприятности), свидетельствует о том, что соглашение заключено на условиях Вашингтона, поскольку Брюссель фактически уступил США в их требовании ограничить экспорт металлов.
Принципиальность в обмен на беспошлинные поставки стали
До недавних пор Брюссель настаивал на безоговорочной отмене необоснованных и несправедливых пошлин, требовал возобновления свободной торговли и соблюдения правил Всемирной торговой организации (ВТО). Но в ходе переговоров Евросоюз явно пересмотрел свою позицию, убедившись, что президент Байден не станет рисковать поддержкой "родных" сталелитейных компаний, их профсоюзов и лоббистов.
О предельных годовых объемах беспошлинных поставок европейских металлов не сообщается. Не говорится и о том, какие тарифы установлены для стали и алюминия, ввезенных на американскую землю сверх оговоренных количеств. Вполне возможно, что квоты щедрые (предположительно, 3,3 млн метрических тонн в год), но сам факт их существования говорит об уступках Евросоюза.
Комиссар ЕС по делам торговли Валдис Домбровскис на своей странице в Twitter дипломатично отмечает временный характер договоренностей – то есть как бы "паузу" в торговом конфликте на пару лет.
Но факт ущемления интересов европейских производителей это никак не отменяет. Не отменяет и нарушение правил международной торговли, не одобряющих какие-либо ограничения и квоты (как вынужденные, так и добровольные) на свободном рынке.
Кроме того, Евросоюз, похоже, идет на уступки и в части "дружбы" против Китая, который своей дешевой сталью "дестабилизирует" рынки. Администрация Байдена подталкивает Брюссель занять более жесткую позицию по отношению к Пекину, в том числе и в торговых вопросах, но тот дает понять, что более склонен осторожно взаимодействовать с Китаем, чем вступать с ним в торгово-экономическое противостояние.
Ценой отмены американских импортных тарифов могло стать согласие европейцев изменить свои подходы как минимум к проблемам избытка стали и явного проигрыша американских производителей в конкурентной борьбе с китайскими компаниями. Те везут свою сталь не напрямую в США, а через рынки Европы, которая теперь фактически обязуется перекрыть им этот "обходной" маршрут.
Под разговоры о "зеленой стали" Брюссель уступил Вашингтону
"Сегодняшняя сделка не только устраняет один из самых серьезных двусторонних раздражителей в отношениях между США и ЕС, но и фактически превращает ее в совместный поступательный прогресс по двум основным вызовам", – сказал журналистам во время брифинга советник президента страны по национальной безопасности Джек Салливан.
Под вторым "вызовом" он имеет в виду разработку критериев для "зеленой стали", то есть металла, производимого с минимальным углеродным следом. Евросоюз и США договорились совместно заняться этой проблемой, и почему-то кажется, что их "зеленая сталь" окажется самой "зеленой" в мире, что, несомненно, отразится на доходах и настроении конкурентов.
Американские отраслевые ассоциации вполне довольны "стальным" соглашением между Вашингтоном и Брюсселем. Отношение к нему европейских отраслевых объединений пока не озвучено. А глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, комментируя соглашение, сказала:
"Глобальное соглашение добавит мощный новый инструмент нашим поискам устойчивости, достижения климатической нейтральности и обеспечения равных условий для нашей сталелитейной и алюминиевой промышленности".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.