Поставщики продукции животноводства в страны Евросоюза в скором времени, вероятнее всего, вынуждены будут доказывать на границе альянса, что забитые на мясо куры, свиньи и телята до самой смерти вели приятную, комфортную жизнь и никогда не содержались в тесноте.
Брюссель намерен ввести запрет на содержание сельскохозяйственных животных в клетках на всей территории альянса. Он неизбежно потребует того же и от экспортеров из третьих стран.
Повышенные требования гуманистического характера к европейским сельхозпроизводителям, несомненно, вызовут повышение цен на их продукцию. Чтобы защитить своих аграриев от иностранных конкурентов, Евросоюз должен будет заставить экспортеров из третьих стран принять его условия игры, то есть ввести что-нибудь вроде обязательной дополнительной сертификации импортируемых мясных пищевых товаров.
Многие европейские производители мясной продукции, включая и эстонских, говорят, что в общем и целом готовы к введению новых требований к содержанию птицы и скота, но их выполнение, конечно, потребует дополнительных затрат.
Из более чем сорока общеевропейских "народных инициатив", петиций, поступающих в Брюссель, лишь шесть собрали требуемый для обязательного их рассмотрения в институтах власти Евросоюза миллион подписей. Требование повсеместно запретить содержание сельскохозяйственных животных в тесных клетках и стойлах стало одной из таких петиций, имеющей все шансы вскоре превратиться в новую директиву альянса.
Еврокомиссия уже подтвердила свое согласие с учреждением новых правил гуманного отношения к птице и скоту, заявив о намерении представить к концу 2023 года новые рамочные правила для птицеводов и животноводов. Депутаты Европарламента приветствовали инициативу.
Из клеток надо будет выпустить всю птицу и скот
Действующие правила содержания сельскохозяйственных животных в клетках распространяются только на кур-несушек, бройлеров, свиноматок и телят, которых уже сейчас нельзя держать в тесных клетках и стойлах и которым полагается обеспечить строго определенное минимальное пространство для жизни.
Еврокомиссия обязуется распространить законодательное предложение о поэтапном отказе и запрете использования клеточных систем для всей птицы и скота.
Простор и свободу необходимо будет обеспечить также кроликам, всем видам кур и бройлеров, перепелкам, уткам и гусям. Скажем, о дорогущих элитных рождественских гусях, которых подвешивают в мешочках и откармливают орехами, можно забыть.
Повышенные гуманистические требования распространятся также на условия транспортировки и выращивания животных, что, надо думать, неприятно удивит, например, румынских овцеводов, традиционно поставляющих в мусульманские страны живых баранов в тесных трюмах торговых судов. Транспортировка живых животных, вероятно, вообще будет запрещена.
Новая Единая сельскохозяйственная политика, как сообщает Брюссель, будет предусматривать финансовую поддержку и стимулы для европейских фермеров, чтобы помочь им приспособиться к новым стандартам и бесклеточным системам выращивания и содержания животных.
Несложно понять, что речь идет о дополнительных субсидиях для аграрных хозяйств стран Евросоюза, то есть о государственном финансировании частных сельскохозяйственных производителей. Что, конечно, приятно европейским фермерам и пищевой промышленности, но уже очень не нравится их иностранным конкурентам и вызывает вопросы Всемирной торговой организации, которая не приветствует протекционизм.
Пока непонятно, как Брюссель будет убеждать иностранных торговых партнеров в справедливости новых требований. Конечно, они со всей очевидностью справедливы применительно к животным, но совершенно не выглядят таковыми по отношению, например, к украинским предприятиям, поставляющим в Евросоюз куриное мясо.
Очевидно, что ЕС должен будет защитить от конкурентов собственных производителей, которые вынуждены будут поднять цены на мясо птицы, яйца, говядину и свинину, чтобы окупить затраты (вряд ли помощь Брюсселя покроет все расходы) на отказ от клеток.
И таким же очевидным решением проблемы выравнивания конкурентных условий станет распространение требований Евросоюза на третьи страны, на тех поставщиков продукции животноводства, что "недостаточно гуманно" относятся к животным.
"Побочные жертвы" гуманизма
Почему-то во всех этих ситуациях, создаваемых самим Евросоюзом, он в какой-то момент начинает выглядеть как жертва нечестных иностранных конкурентов, негуманных, не заботящихся о природе в целом или о климате в частности, о правах каких-нибудь меньшинств или, как в этом конкретном случае, о счастье сельскохозяйственных животных.
Вроде бы Брюссель правильно вопрос ставит – нельзя мучить животных, даже если собираешься их цинично употребить в пищу. Негуманно это, хотя сами предназначенные на съедение животные, насколько известно, о проблемах гуманизма не задумываются. Жестокое обращение с ними унижает самого человека и многим портит аппетит.
ЕС вроде как выступает в роли морализатора, "общечеловеческого голоса совести и гуманизма", а также главного борца против изменения климата. Но в результате всех этих его правильных доводов и действий иностранным торговым партнерам с каждым годом становится все сложнее подать на номинально совершенно свободный рынок альянса.
Совсем скоро любой экспортер, мечтающий остаться на европейском рынке аграрной продукции, должен будет снабжать свои изделия не только само собой разумеющимися сертификатами качества, ветеринарно-санитарным свидетельствами, таможенными декларациями и тому подобными привычными бумагами, но еще и документами, подтверждающими, что с убиенными птицей и скотом при жизни обходились гуманно.
А также, например, что предприятие-поставщик не оставляет углеродного следа, придерживается политики европейских санкций относительно каких-нибудь третьих компаний и стран, что все участвовавшие в производстве работники, включая сезонных, получали справедливую по европейским меркам оплату труда и жили в подобающих условиях, вакцинированы и разделяют европейские ценности.
Конечно, в этом предположении есть определенная доля преувеличения, но тенденция, вероятнее всего, продемонстрирована верно. Рынки Евросоюза более чем привлекательны для поставщиков из третьих стран, и Брюссель имеет возможность диктовать свои условия торговли, но при этом все чаще и напористее вступает в противоречия с правилами честной международной конкуренции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.