Первым делом самолеты: саммит Евросоюза "забыл" проявить солидарность с Чехией

© REUTERS/ ANDRIUS SYTAS

"Минский полет" самолета Ryanair позволил Евросоюзу уклониться от обсуждения новых санкций против России.

Бурным и странным получился саммит глав государств и правительств стран Евросоюза, состоявшийся "вживую" в Брюсселе 24–25 мая.

Ожидалось, что вопросом номер "раз" повестки дня встречи европейских лидеров станет обсуждение "вызывающего поведения" России и, возможно, согласование новых санкций против нее. Но скандальная история с "минским полетом" лайнера Ryanair все изменила.

Саммит сконцентрировался на яростном осуждении "режима Лукашенко" и благоразумно "забыл" о просьбе Чехии проявить солидарность и выдворить хотя бы по одному российскому дипломату.

Несколько восточноевропейских государств, включая и страны Балтии, ранее злорадно поторопившихся этой самой солидарности с Чехией соответствовать и выславших российских дипломатов, ожидаемо оказались в довольно глупом положении.

Саммит сумел благополучно миновать щекотливую проблему "проявления солидарности" с Прагой, которая просила как-нибудь поддержать ее обвинения России в причастности к взрывам военных складов в 2015 году.

Кто знает, может быть, именно желание уклониться от просьб Праги вызвало водопад чрезвычайно громогласных обличительных речей в адрес Минска, который "перехватил в воздухе", "угнал самолет" авиакомпании Ryanair.

Возможно (но они об этом никому не расскажут), некоторые политики были втайне даже благодарны президенту Александру Лукашенко за то, что он дал им возможность не обсуждать новые санкции против Москвы на основании шатких предположений чешских и британских спецслужб.

Как и предполагалось, стайка "ястребов", как в Евросоюзе уже привыкли называть группу "друзей" России, осталась в одиночестве. Но не прекратила напоминать о том, как прекрасен и единодушен был Евросоюз, когда поддержал санкции Великобритании из-за "отравления в Солсбери", и как нехорошо он поступает, не поддержав должным образом Чехию.

Что ни говори, очень кстати для участников саммита пришлась возможность эмоциональной разрядки и демонстрации единства, а также суровой решимости как-нибудь покарать белорусские власти за "угон самолета" Ryanair, за "игру в русскую рулетку жизнями пассажиров", как выразился глава Европейского Совета Шарль Мишель, на что-то, очевидно, намекая.

Поиск "кремлевского следа" в истории с севшим в Минске самолетом был довольно вялым, но все же имел место благодаря усилиям нескольких особенно продвинувшихся по тропе паранойи политиков.

Евросоюз опять забывает о презумпции невиновности

Стоит добавить, что заявленное накануне брюссельского саммита Москвой и Вашингтоном намерение провести в июне встречу президентов двух стран в Женеве также сыграло на руку тем, кто старается избежать каких-либо шагов, способных еще более усилить напряженность в отношениях между Евросоюзом и Россией.

Струна туго натянута и угрожающе вибрирует, опытный "музыкант" нипочем не станет поворачивать колок.

Так что Чехию и ее антироссийские санкции саммит, а также лично президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен как бы поддержали и Россию сурово осудили, но выглядело это так, словно усталая мамаша сует соску в рот разоравшегося младенца.

Минск, как известно, громогласно и незамедлительно обвинен в "угоне самолета" европейской авиакомпании, попрании прав человека и принципа свободы слова, покушении на суверенитет Евросоюза и безопасность его граждан.

Что касается подозрений в адрес белорусских властей насчет того, что вся эта мутная история с угрозой палестинских террористов взорвать самолет была выдумана лишь для того, чтобы заполучить и арестовать оппозиционного журналиста Романа Протасевича, то, учитывая ситуацию в Белоруссии и тамошний накал страстей, это вполне вероятно.

Но все же, несомненно, как и любое обвинение, а тем более такое серьезное, требует веских доказательств.

Разъяснения Минска никто на саммите в Брюсселе явно не собирался слушать, с большим воодушевлением взявшись соревноваться в применении эпитетов, живописующих бездну возмущения и потрясения, буквально перевернувших жизнь данного конкретного оратора.

Очевидную победу одержали те, кто применил более двух эпитетов, помимо практически обязательных к исполнению и банальных "шокирующие" и "неприемлемые" действия "режима Лукашенко".

Редкие голоса, что-то говорившие о необходимости тщательно разобраться в произошедшем, были практически не слышны, никого не заинтересовали и лишь мешали свободному излиянию потоков возмущения и негодования.

Ничего насчет "тщательно разобраться" нет и в резолюции саммита, где лишь перечисляются возможные санкции и иного рода кары для Белоруссии за "принудительную посадку" самолета Ryanair. Сама компания, кстати, проявила большую осмотрительность и уважение к принципу презумпции невиновности, заявив, что будет дожидаться выводов отраслевых комиссий и экспертов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.