У стран Балтии и у других государств Евросоюза появилась возможность в прямом смысле уничтожить Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Надо лишь обещать Шотландии, что она будет без проволочек принята в состав континентального альянса, если на референдуме проголосует за независимость, то есть за выход из состава королевства.
Сложно сказать, как бы распределились голоса континентальных союзных стран, доведись им решать судьбу Великобритании, но выгоду Евросоюз от раскола островного королевства мог бы иметь большую.
Более полутора сотен широко известных деятелей культуры, как сообщают европейские издания, подписали письмо с призывом к европейским лидерам обещать шотландцам ускоренный прием в состав Евросоюза, если те проголосуют на референдуме за независимость от Великобритании.
В послании, подготовленном инициативной группой "Европа для Шотландии" и подписанном писателями, художниками и философами, говорится, что независимая Шотландия "заслуживает иного процесса", намного более упрощенного и ускоренного по сравнению с тем, что должны проходить государства, стремящиеся войти в состав Евросоюза.
Авторы письма немного опережают события, но мало кто в Европе сомневается, что политические партии Шотландии, выступающие за ее независимость, сумеют сохранить большинство в региональном парламенте после предстоящих выборов. Лидер Шотландской национальной партии и первый министр Никола Фергюсон Стерджен со своими сподвижниками твердо намерена агитировать соотечественников за второй референдум о независимости.
Лондон заявляет, что помешает любым попыткам провести плебисцит, но пока не ясно, что он может противопоставить планам шотландских националистов.
Первый референдум о независимости, организованный в 2014 году, дал отрицательный результат во многом, как полагают, благодаря позиции профсоюзов, которые упирали на то, что Шотландия лишится членства в Евросоюзе, если покинет Великобританию.
Но затем случился трагический для Евросоюза британский референдум 2016 года, на котором большинство подданных королевства проголосовало за выход из Евросоюза. Большинство, но не шотландцы, которые почти единогласно высказались в пользу сохранения союзных отношений с континентом. Brexit случился вопреки их желанию, что резко увеличило количество сторонников пересмотра отношений с Соединенным королевством.
Партия Никола Стерджен немедленно изменила направление агитации за восстановление независимости Шотландии, поставив во главу угла своей программы возвращение в состав Евросоюза.
Но окончательной победе идеи референдума с предсказуемым результатом мешает критика профсоюзов, которые небезосновательно утверждают, что повторное вступление в альянс уже независимой Шотландии никто не гарантирует и что на процесс присоединения к Евросоюзу могут уйти долгие годы.
Шотландцы тоже имеют право выбора союзников
Именно по этой причине сторонники независимости Шотландии обратились с призывом к континентальным столицам "учесть исключительные обстоятельства", фактически побуждая их вмешаться во внутренние дела Великобритании и помочь разрушить Соединенное королевство.
Вопрос о его дальнейшем существовании в прежнем виде, который еще совсем недавно показался бы бессмысленным и неумным, в полный рост стает сейчас перед Евросоюзом.
Альянс действительно способен это сделать, если решится и если захочет. Можно не сомневаться, что шотландские сторонники независимости во главе с Никола Стерджен тоже предпринимают усилия, пытаясь заручиться поддержкой континента.
Если Шотландия такую поддержку, пусть и неофициальную? получит, бывшая Британская империя, вероятнее всего, окончательно уйдет в историю. Шансы на победу сторонников независимости Шотландии очень велики, а новый референдум окажется катастрофическим для Лондона.
С практической точки зрения разрушение Соединенного королевства могло бы в последующем принести немалую выгоду Евросоюзу, так как оставшийся "кусок" Британской экс-империи будет вынужден вернуться в состав альянса, который покинул в результате Brexit с такими сложностями и скандалами.
Воссоединение с "блудной дочерью" принесло бы Брюсселю немалые экономические и политические выгоды. Помимо доходов вновь выросшего до прежних размеров единого рынка альянса возвращение Британии увеличило бы политический капитал Брюсселя и его международное влияние.
Не говоря уж о том, что "наказание" британцев послужило бы примерным уроком для всех евроскептиков. А присмиревший Лондон, как только оправится после такого удара по самолюбию, не сможет как прежде навязывать континентальной Европе свою точку зрения.
Евросоюз на деле продемонстрирует стабильность, нерушимость и незаменимость. Это даже если не учитывать моральное удовлетворение, которое Париж и Берлин получили бы от унижения Лондона, попортившего своим континентальным союзникам немало нервов во время долгого процесса разрыва союзных отношений.
Но даже если такого рода приятные мечты и заставляют улыбаться континентальных лидеров, на деле они вряд ли решатся открыто и демонстративно поддержать намерение Шотландии покинуть состав Соединенного королевства и обещают ей немедленно раскрыть объятия как новому члену Евросоюза.
Раскол Великобритании пугает возможным разрушением всей исторически сложившейся системы отношений между государствами Западной Европы. Скандалы Brexit неприятны и унизительны, но, по сравнению с тем хаосом, который может создать выход Шотландии из состава королевства, они покажутся детской игрой.
Так что сложившаяся ситуация, в которой Европейский континент получил реальную возможность разрушить островное королевство, представляет, вероятно, лишь теоретический интерес. А может все-таки...? Ведь шотландцы, как, например, и жители Крыма, тоже имеют право выбора.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.