На экономическом форуме в Давосе говорили о необходимости избежать новой "холодной войны" и о нежелании Европы принять чью-либо сторону в противостоянии между США и Китаем. Канцлер Ангела Меркель поддержала председателя Си Цзиньпина, осудив формирование военно-экономических блоков.
Что многим комментаторам показалось удивительным с учетом того, что всему Евросоюзу в целом и каждой состоящей в нем стране по отдельности интенсивно навязывают выбор между "демократическими США" и "коммунистическим Китаем".
Мнение Ангелы Меркель, которая остается ключевым политиком Евросоюза, несмотря на, что вскоре покидает не только свой пост, но, вероятно, и гроссполитик как таковой, было сочтено свидетельством нежелания альянса ввязываться в новую "холодную войну".
Европа, практически полностью поглощенная проблемой пандемии и разбирательствами с фармацевтическими корпорациями, которые срывают темпы и объемы поставок вакцин, смогла уделить традиционному экономическому форуму в Давосе лишь толику своего внимания.
Пока политики и средства массовой информации Евросоюза выясняют, что и как записано в заключенных Брюсселем контрактах с "проштрафившейся" англо-шведской AstraZeneca, сколько, где и как корпорации производят вакцины, на глобальном экономическом форуме в Давосе, на этот раз состоявшемся в виртуальном формате, говорили не только о пандемии, но и новой "холодной войне". А вернее, о том, как ее не допустить.
Канцлер Меркель в своем послании сказала в частности: "Я бы очень хотела избежать создания блоков" [...] Не думаю, что многие сообщества отдадут должное нашему заявлению [...] о намерении сформировать группу вокруг той или иной стороны. В моем понимании, так не должно быть".
Ссылаясь на прозвучавшее в Давосе ранее выступление китайского лидера Си Цзиньпина, Ангела Меркель сказала: "Президент Китая говорил вчера, и мы с ним согласны в этом. Мы оба видим необходимость в мультирализме".
"Но есть один вопрос, по которому мы не достигли немедленного согласия. Вероятно, вопрос состоит в том, какое значение имеет наличие разных социальных моделей. Когда начинается проникновение (в мировоззрение друг друга) и где оно заканчивается?" – отметила также канцлер, дав, вероятно, таким образом понять, что Германия и Западная Европа, развивая торгово-экономические отношения с Китаем, не намерены придавать особое значение факту коммунистического правления в Поднебесной. Но и не допустят чрезмерного роста влияния Пекина в Европе.
Противостояние США и Китая "остынет", но будет продолжаться
Многие обозреватели полагают, что Евросоюз оказался на распутье и поставлен перед необходимостью выбора "правильной стороны" в нарастающих противоречиях между первой экономикой мира и, по совместительству, гарантом демократии и безопасности в лице Соединенных Штатов и Китаем – второй экономикой мира, которая в ближайшие годы может оттеснить лидера с первой позиции по ряду ключевых показателей.
Вашингтон при президенте Дональде Трампе приложил впечатляющие усилия для того, чтобы склонить весь Евросоюз в целом и каждую из состоящих в нем стран по отдельности присоединиться к "священному походу" против "экспансии китайских коммунистов" во имя защиты общих западных ценностей. Особое внимание США уделили более "сговорчивой" Восточной Европе.
Нет никаких оснований считать, что новая администрация Белого дома каким-либо радикальным образом изменит свою политику сдерживания Китая, хотя, вероятно, риторика Вашингтона станет менее жесткой, а накал торговой войны снизится. Самые жаркие схватки экономических лидеров сместятся, как полагают политологи, в сферу высоких технологий, цифровой экономики и искусственного интеллекта. Но объективные причины противостояния по-прежнему будут определять позиции сторон.
Очевидно также, что Евросоюз или, во всяком случае, Западная Европа, не желает выбирать сторону и вновь, во второй раз в современной истории, участвовать в "войне систем".
Как, в частности, отметил выступивший после долгого перерыва на форуме в Давосе президент России Владимир Путин, нарастающие внутренние социально-экономические проблемы подпитывают застарелые и порождают новые международные противоречия и трения, склоняют поддаться соблазну обвинить в собственных проблемах какие-либо внешние силы и государства-конкуренты.
Очевидно, что российский лидер имел в виду Соединенные Штаты, развязавшие при правлении президента Трампа глобальную торговую войну. Путин вновь подтвердил приверженность своей страны идее многостороннего мира и тем самым сходство позиций России, Евросоюза и Китая.
Андрей Кортунов: Германия видит в Китае ключевого торгового партнера
Как полагает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, позиция канцлера Меркель в полной мере отражает точку зрения Германии на перспективы развития отношений с Китаем. Берлин, подчеркивая свое несогласие с Пекином в сфере, например, трактовки прав человека, в то же время последовательно выступает в поддержку либеральной экономики, против протекционизма во внешней торговле.
В этом отношении принципы и интересы немцев совпадают с принципами и интересами Китая, в очередной раз озвученными председателем Си Цзиньпином, отметил российский эксперт, комментируя для Baltnews выступления немецкого и китайского лидеров в Давосе.
Именно Берлин и лично Ангела Меркель отстояли и убедили союзников подписать в декабре инвестиционное соглашение с КНР, хотя у него было и остается в Евросоюзе довольно много критиков. С учетом более чем 100-миллиардного ежегодного торгового оборота между Германией и КНР, говорит Андрей Кортунов, а также прагматического подхода немцев к вопросам внешней политики и торговли, позиция Германии фактически предопределена.
Правда, дополнительные нюансы в нее могут привнести будущий канцлер и внутриполитический расклад сил в Берлине.
Относительно государств Восточной и Центральной Европы ситуация немного сложнее и имеет свои нюансы, считает Андрей Кортунов, но внешняя торговля большей части этих стран в настоящее время практически полностью замкнута на союзников (и страны Балтии лучший тому пример), а не США и, следовательно, их зависимость от ведущей экономики альянса, от Берлина, диктует им и внешнеполитические предпочтения.
Постсоветские республики, включая и страны Балтии, балансируют между экономическими интересами Евросоюза и геополитическими интересами США и НАТО.
И пока выжидают, что же скажет администрация Джо Байдена, ясно и недвусмысленно озвучив свою позицию о перспективах отношений с Китаем, но в конечном счете выбор все равно будет сделан в пользу Берлина и Брюсселя, считает российский эксперт.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.