Помимо прочих многочисленных бед и перемен, пандемия коронавируса создала, с точки зрения правительств экономических сверхдержав, еще одну общую потенциальную угрозу. Власти США, Евросоюза и Китая озабочены сейчас проблемой взрывного роста транснационального интернет-бизнеса. По мнению политиков, онлайн-корпорации стали слишком могучими вследствие повышенного спроса населения на их услуги во время локдаунов.
Правительства тратят миллиарды долларов и евро, чтобы предотвратить волну банкротств предприятий и массовой безработицы, а ценные бумаги интернет-корпораций стремительно растут в цене.
С января 2020 года акции Facebook подорожали более чем на треть, Amazon и Apple – почти на 70%. Акции относительно молодой калифорнийской компании Zoom, как сообщают деловые издания, в этом году подскочили в цене в шесть раз, а стоимость бумаг Airbnb удвоилась в день ее выхода на биржу.
Китайские интернет-ресурсы и приложения, прежде довольствовавшиеся национальным рынком, ныне стремительно набирают обороты по всему миру: прежде всего, конечно, TikTok, который у всех на слуху из-за устроенного в США скандала по поводу чрезмерного влияния китайцев. Но также, например, торговые интернет-площадки вроде SHEIN, Newchic, платформа для обмена видео Likee.
Тяжесть обвинений нарастает
По мере того, как растут активы и влияние виртуального бизнеса, нарастают и его трения с властями. Некомфортно сейчас живется интернет-корпорациям – их пытаются взять под контроль в США, обложить дополнительными налогами и выплатами в Евросоюзе, их ненавидят традиционные средства массовой информации, которые потеряли из-за социальных сетей львиную долю своих доходов от рекламы.
Их обвиняют в уклонении от уплаты налогов, недобросовестной конкуренции, краже медиаконтента и распространении фейковых новостей, попустительстве разжиганию ненависти. А также в стимулировании чрезмерного потребления без заботы об окружающей среде, использовании доминирующих позиций на рынке, скупке компаний и ресурсов в смежных областях бизнеса.
Особенно упорные консерваторы от экономики не перестают напоминать, что виртуальный бизнес ничего материального, по сути дела, не производит, представляя собой гигантский мыльный пузырь, который может лопнуть просто потому, что кто-нибудь тем или иным способом отключит серверы.
В США федеральные и государственные антимонопольные органы судятся с Facebook, пытаясь отменить приобретение социальной сетью платформ Instagram и WhatsApp. Google предлагается лишить YouTube и заставить выделить Android в отдельную компанию. Европа ставит под сомнение покупку ресурсом Google фирмы-производителя носимых фитнес-устройств Fitbit.
Чрезмерную экспансию и монополизацию рынка усматривает в росте интернет-компаний и Пекин, открывший в декабре расследование деятельности корпорации Alibaba и ее дочки Ant Group. Выход последней на рынок ценных бумаг был неожиданно остановлен китайскими властями. Сообщается также о проблемах в отношениях с властями и у других китайских сетевых IT-гигантов.
Сопротивление "ламеров мастдайных"
Слушания, рассмотрения, комиссии, судебные тяжбы, штрафы. Возможно, менеджмент и владельцы интернет-корпораций мысленно рассматривают все это как нападки завистников из "старого мира", ламеров мастдайных, которых злит небывалый расцвет онлайн-бизнеса во время общей беды, пандемии, вызвавшей экономический шок планеты и поразившей практически все сектора экономики. Все, кроме отраслей виртуальной торговли товарами и услугами, почтовой и курьерской доставки покупок.
При желании небывалый взлет этих видов бизнеса можно рассматривать как пир во время чумы.
И желание такое просматривается в настроениях многих политиков, озабоченных превращением и без того могучих корпораций в почти неподконтрольных властям монстров бизнеса. Причем монстров, управляющих информационными потоками и потому имеющих постоянное, непосредственное влияние на умы и настроения миллиардов людей.
Гипотетически социальная сеть Facebook самостоятельно или по заказу вполне способна подтолкнуть массы людей к бунтам, волнениям, смене правительств.
Создатели виртуального мира опираются на поддержку миллиардов пользователей, людей, в основном, молодых, для которых этот мир стал неотъемлемой частью образа жизни, и которым могут очень не понравиться попытки властей такую жизнь изменить в принудительном порядке.
Корпорации богаче государств
Малым, небогатым государствам Европы остается лишь наблюдать за схваткой "титанов", поскольку ни одно из них не в состоянии всерьез сразиться с каким-либо интернет-гигантом. Достаточно сказать, что годовой доход, например, холдинга Alphabet (материнская компания Google, владелец YouTube, Android и много чего еще), давно превышает размер валового внутреннего продукта всех трех стран Балтии, вместе взятых, перевалив в начале 2020 года за 161 миллиард долларов.
Кроме того, так уж сложилось, что практически все крупные онлайн-ресурсы принадлежат американским корпорациям, интересы которых охраняют не только юристы и банкиры, но и сам Вашингтон. Который до недавнего времени демонстрировал неприязнь, например, к попыткам Евросоюза ввести для интернет-корпораций цифровой налог и довольно успешно такие попытки "душил". Так что малым европейским государствам приходится быть осмотрительными в этом щекотливом вопросе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.