Стратегическая автономия Евросоюза с точки зрения пулемета "Максим"

© Photo: United States Department of Defense

Париж и Берлин по-разному видят концепцию стратегической автономии Евросоюза и его способность гарантировать свою безопасность без ядерных вооружений США. Но они ее по-прежнему видят и к ней стремятся, несмотря на смену власти в Вашингтоне.

Смена президента США стала поводом для спора между Францией и Германией о реальном содержании идеи стратегической автономии Евросоюза и о роли Соединенных Штатов как гаранта безопасности Европы. Эта дискуссия лишь выглядит теоретической, так как определит, вероятно, направление развития политики безопасности альянса на ближайшее будущее, в том числе и для стран Балтии. И, на самом деле, проблема.

© REUTERS / POOL
Президент Франции Эммануэль Макрон

Президент Франции Эммануэль Макрон и министр обороны Германии Аннегрет Крамп-Карренбауэр в интервью различным европейским изданиям вступили в заочную полемику о реализуемости французской идеи "стратегической автономии" Евросоюза, его способности самостоятельно, без Соединенных Штатов, обеспечить собственную безопасность и повысить роль на международной политической арене. Министр обороны, по ее словам, приводит "отрезвляющие" факты, доказывая невозможность гарантировать оборону Германии и всего Евросоюза без помощи США.

Президент Макрон в интервью изданию Le Grand Continent ранее заявил, что Евросоюз уже многое сделал на пути к укреплению своего суверенитета и стратегической автономии ради того, чтобы "не становиться вассалом той или иной державы и больше не иметь права голоса".

© AFP 2020 / MICHAEL KAPPELER
Аннегрет Крамп-Карренбауэр

Он также критиковал министра Крамп-Карренбауэр за ее "Европа по-прежнему нуждается в Америке", высказанное в статье в Politico. Министр и ранее настаивала на том, что "у ЕС нет иного выбора, как зависеть от близкого партнера, от США".

"В обозримом будущем" США будут оставаться "самым важным союзником в сфере безопасности и обороны", говорит министр. "Иллюзии о европейской стратегической автономии необходимо положить конец", поскольку, как заявляет немецкий министр, "европейцы не будут способны заменить Америку в роли решающего гаранта безопасности".

"Без ядерных и конвенциональных систем вооружений США, ни Германия, ни Европа в целом не могут защитить себя. Это отрезвляющие факты", – заявила Крамп-Карренбауэр.

Пик заочного спора между президентом Франции и министром обороны Германии относительно реальных способностей Евросоюза обеспечить себе стратегическую автономию в области обороны не случайно совпал по времени с завершением президентских выборов в США. Французский лидер, как и предполагалось от планов наращивания веса альянса на мировой политической арене не отказался и намерен настаивать на продолжении движения в направлении "автономии", в том числе и в области обороны.

Берлин же демонстрирует скептицизм, хотя ранее, при президентстве Дональда Трампа, канцлер Ангела Меркель идею Макрона хоть и сдержанно, но вроде бы поддерживала. Ныне же в дискуссии с ним канцлер не участвует. Вместо нее на этот счет высказывается ее министр обороны.

Андрей Кортунов: Берлин не хотел бы раздражать "новый" Вашингтон

Негативное отношение Евросоюза к президенту Дональду Трампу и сомнения в готовности США гарантировать оборону альянса, как считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов, на самом деле не соответствует реальному положению вещей.

Трамп якобы сомневался в НАТО и унижал Европу, но, сказал эксперт в комментарии для Baltnews, в то же время, вопреки собственной риторике, он в целом продолжал европейскую политику своих предшественников и не сокращал усилия США в укреплении системы безопасности и обороны европейских союзников по НАТО.

И мало что изменится при президенте Джо Байдене, считает Андрей Кортунов.

Евросоюз в военном плане из себя пока значимой силы, действительно, без США не представляет, хотя и будет в этом направлении, конечно, работать, наращивать оборонные возможности. Идея "стратегической автономии" альянса в нынешней ситуации – это не сколько вопрос безопасности, сколько "политическое самоощущение".

Без собственной военной силы и без возможности оперативно принимать политические решения (то есть не на условии единогласия, а хотя бы квалифицированным большинством голосов) альянс не способен добиться и более значимой роли на международной политической арене.

Так что "стратегическая автономия" – это, так сказать, идея на перспективу, от которой Евросоюз отказываться не станет, но разговоры о ней сейчас, со сменой президента США, постарается приглушить. Этим и определяется демонстративный скептицизм Берлина, полагает Андрей Кортунов.

Эммануэль Макрон продолжает свою прежнюю политику, а Германии хотелось бы покончить с торговыми санкциями США, восстановить прежний диалог с Вашингтоном, и раздражать Байдена разговорами о европейской автономии Берлин не хочет.

Стоит еще добавить к мнению российского политолога, что заметная разница между Францией и Германией в оценках готовности и способности Евросоюза к "стратегической автономии" (под которой в данном случае подразумевается способность альянса себя защищать) определяется, возможно, еще и тем простым фактом, что у французов есть ядерное оружие, а у немцев его нет.

Как справедливо заметил в своем "Современном путешественнике" британский литератор Джозеф Беллок, "Whatever happens, we have got The Maxim gun, and they have not" ("Что бы ни случилось, у нас есть пулемет Максим, а у них его нет").

Франция уже имеет определенную "стратегическую автономию", так как обладает главным современным военным фактором сдерживания гипотетических агрессий, а Германия такового не имеет. И потому вынуждена полагаться на того союзника, у которого ядерного оружия в достатке, то есть на США.

Стратегическую автономию ЕС в странах Балтии не комментируют

Страны Балтии и в частности Эстония к французской идее "стратегической автономии", судя по некоторым высказываниям местных политиков, изначально относились с сомнением, хотя от открытой критики планов европейских "тяжеловесов", конечно, воздерживались. Соединенные Штаты имеют в прибалтийских столицах официальный статус "главного гаранта безопасности", что в целом соответствует мнению министра обороны Германии. Но противоречит ему в довольно важных деталях (которые, как известно, порой бывают важнее всей конструкции в целом).

© AFP 2020 / RAIGO PAJULA
Учебный центр НАТО по кибербезопасности при министерстве обороны Эстонии

Так, Берлин считает важным наращивание собственных оборонных программ Евросоюза и продвижение идеи "стратегической автономии" на иных, невоенных направлениях. А кроме того, как говорит Крамп-Карренбауэр, цитируя президента страны Франка-Вальтера Штайнмайера, полагаться исключительно на военную защиту со стороны США (что и делают страны Балтии) – значит ставить под сомнение готовность и желание, скажем, французских или итальянских военных, всего альянса НАТО защищать страны Балтии от потенциальной агрессии "сами знаете кого".

То есть настойчивые просьбы прибалтийских политиков направить в регион американских солдат, как более надежных, чем европейские натовские военнослужащие, гарантов безопасности, ведут, по мысли Штайнмайера, к расколу альянса.

© dpa via AP / Bernd von Jutrczenka
Президент Эстонии Керсти Кальюлайд на встрече с президентом Франком-Вальтером Штайнмайером, 29 июня 2020

Похоже, что для стран Балтии скандальная смена президента Соединенных Штатов стала не поводом для осмысления перспектив автономии Евросоюза, а всего лишь своеобразным экзаменом на лояльность новому президенту США и идее трансатлантического партнерства. Так же, как и для многих других европейских правительств. Во всяком случае, для тех из них, кто такой экзамен счел необходимым сдать.

Большинство европейских столиц, как рассказывал Baltnews, поспешили поздравить выигравшего выборы Джо Байдена еще до оглашения официальных результатов голосования. А та же Эстония, усилиями своего президента Керсти Кальюлайд, подкрепила демонстрацию лояльности еще и срочно созванным заседанием государственного совета по обороне.

Поводом к нему стали неосторожные изречения теперь уже бывшего министра внутренних дел Марта Хельме, а главными итогами – заявление о "хороших отношениях" с США и фактический запрет для местных политиков на критику в адрес Вашингтона.

Нельзя сказать, что Америку лихорадило в ожидании решений государственного совета Эстонии по обороне. Преувеличением даже будет считать, что там вообще интересовались содержанием этой встречи, но сдачу экзамена на лояльность в Вашингтоне, вероятно, зачли.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.