Европейские социологи из компании Ipsos опросили жителей континента относительно их симпатий в президентской гонке в Соединенных Штатах. Подавляющее преимущество – у Джо Байдена, коему отдают предпочтение от 50% до 85% избирателей ЕС в зависимости от конкретной страны. Едва ли будет преувеличением тезис о том, что выборы президента США являются главным политическим событием года для стран ЕС, а общественные настроения на Европе сковывают пространство для маневра европейским элитам в будущем переговорном процессе с Дональдом Трампом в случае его победы.
Наиболее высокий уровень симпатий к Байдену социологи фиксируют в странах Западной и Северной Европы. Так, исключив из социологической выборки неопределившихся, в Швеции Байдену отдают предпочтение 88% избирателей, в Германии и Бельгии – 86%, в Нидерландах – 85%, во Франции – 83%, в Великобритании – 81%, Италии – 77%.
Глобалистский крен ЕС
Центральная и Восточная Европа более консервативная, на первый взгляд. В Венгрии Байден незначительно опережает Трампа – 59% против 41%, а в Польше, где, как показали последние масштабные акции протестов, общество поляризируется по линии "консерваторы-либералы", симпатии разделилась 50 на 50. Для правящей партии Польши "Право и справедливость", вероятно, наиболее "протрамповской" в Европе, победа Байдена может обернуться политической катастрофой, вплоть до ухода в маргинальную часть политического спектра республики. Ослабятся также и позиции Виктора Орбана в Венгрии в случае прихода в Белый дом Байдена, который ранее причислил официальный Будапешт к "тоталитарным режимам".
В то же время социологи не проводили исследования в странах Прибалтики, где наверняка разгромную победу одержал бы Трамп. Парадокс внешней политики прибалтийских республик: правоконсерваторы, находящиеся у власти последние тридцать лет в Литве, Латвии и Эстонии, поддерживают не идеологически близкого им Трампа, а леволиберала Байдена, транслируя свои настроения и пожелания жителям Прибалтики, обладая фактически монополией в информационном поле.
Кстати, контроль над глобальными медиа, которые являются одним из важнейших инструментов глобалистов, коих представляет Байден, в политической борьбе и продвижении их повестки в мире, во многом предопределяет крайне высокий уровень симпатий к экс-вице-президенту США на европейском континенте. Параллельно с этим систематически ужесточается цензура в социальных сетях, которые открыто играют в пользу глобалистов-демократов, что наиболее выпукло проявилось в ходе избирательной кампании в Штатах.
Особенности европейских элит
Одновременно с этим элиты стран Западной и Северной Европы, несмотря на увеличения численности правых и левых консерваторов в представительных органах власти в этом макрорегионе, представляют, в большинстве своем, леволибералов, тесно связанных с американскими демократами как идеологически, так и системой персональной лояльности.
Европейские элиты рассчитывают, что в случае победы Байдена все будет "как при Обаме, но без самого Обамы", то есть официальный Вашингтон моментально отменит все пошлины и санкции, введенные на европейские товары Трампом, и пересмотрит свою политику безопасности по отношению к Европе, прекратив настаивать на обязательном росте военных бюджетов европейских государств до параметров, прописанных в уставе НАТО.
Хотя Трамп ужесточил свою политику по отношению к Европе не потому, что он "плохой парень", а по причине сокращения ресурсной базы США, которая создает риски утраты глобального лидерства Штатов. Принимая во внимание тот факт, что американская экономика является одной из наиболее пострадавших в мире ввиду пандемии коронавируса и карантинных ограничений, возможности Байдена откатить ситуацию для Европы в благословенные "обамовские" времена представляется утопическими.
Будучи сторонником ужесточения карантинных мер в Штатах, Байден в случае победы на выборах наверняка будет призывать государства Европейского союза идти на аналогичные меры. Это в свою очередь резко диссонирует с настроениями в Европе, где попытки национальных правительств объявлять локдауны выводит на протестные акции тысячи людей в Великобритании, Германии, Италии, Испании, Польше.
Выходит, что, симпатизируя Байдену, жители европейских государств дают свое согласие на сворачивание деловой активности в непростые времена в обмен на мнимую (как показала первая волна пандемии) защиту от коронавируса.
Собственно, по итогам выборов в США европейские элиты окажутся в непростой ситуации.
С одной стороны, низкий уровень общественных симпатий к Трампу в Европе и идеологическая отчужденность между большинством европейских элитариев и 45-ым президентом США не позволят качественно перезагрузить диалог между двумя некогда монолитными частями Запада, что могло бы потенциально выступить драйвером восстановления мировой экономики.
С другой же стороны, победа Байдена – это явный путь ужесточения карантинных ограничений на Европейском континенте, который непосредственно бьет по рейтингам национальных правительств и создает предпосылки навязать Евросоюзу невыгодные для него экономические соглашения вроде некогда лоббируемого Обамой Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства.
У Европы нет внятной стратегии по выстраиванию взаимоотношений с будущим победителем президентских выборов в США. А значит ее придется выстраивать "с колес" на фоне роста внутренней нестабильности, политической, финансово-экономической и социальной турбулентности.
К чему приводит отсутствие стратегического планирования, наглядно показала Украина, где видные политики и чиновники ровно на следующее утро после победы Трампа в 2016 году начали судорожно удалять посты из своих социальных сетей об "опасном маргинале" и "большом друге Кремля" Дональде Трампе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.