Коронавирус: вакцины еще нет, но очередь за дозами уже волнуется

© Пресс-служба АФК "Система"

Содержание контрактов Брюсселя с изготовителями вакцин от COVID-19 остается секретом, что нервирует Европу не меньше, чем ожидание второй волны пандемии.

Фармацевтические корпорации и Еврокомиссия не оглашают содержание подписанных договоров о стоимости и распределении доз еще не созданных вакцин от коронавируса. Сомнения, страхи и ожидания второй волны пандемии заставляют европейцев нервничать все заметнее.

Депутаты Европарламента попытались добиться подробностей от нескольких фармацевтических корпораций, уже получивших, как полагают, частичную предоплату Евросоюза за будущие поставки вакцин от коронавируса. Но успеха не достигли, представители корпораций сослались на конфиденциальность содержания подписанных документов.

"Мы сегодня имеем очень немного информации о содержании контрактов, подписанных Европейской комиссией и некоторыми лабораториями", – заявил после встречи председатель комитета Европарламента по вопросам защиты окружающей среды, здравоохранения и безопасности продуктов питания Паскаль Конфе.

"Мы хотели иметь больше информации о состоянии исследований, обязательствах, взятых на себя лабораториями, и о том, смогут ли они выполнить их. Мы не знаем даже, сколько таких контрактов подписано. Недостаток прозрачности ситуации в связи с этими договорами стал совершенно очевиден во время этих слушаний", – заключил господин Конфе.

Немногим ранее несколько общественных европейских организаций, занимающихся проблемами здравоохранения, опубликовали совместное заявление, потребовав предоставить больше информации о контрактных взаимоотношениях Брюсселя с разработчиками вакцин от коронавируса и о том, каковы же на сегодняшний день успехи лабораторий.

Европейцам, по идее, должно хватить в любом случае

Из весьма смутных комментариев представителей заинтересованных фармацевтических корпораций можно сделать выводы о том, что те хотят застраховать себя от рисков неудачи разработок и исков о возмещении убытков, а также от того, что промедление с вакцинами и нехватка доз побудят страны Евросоюза обратиться за самым востребованным сейчас в мире товаром, то есть вакциной, к альтернативным производителям, например, к России и Китаю.

Корпорации ссылаются на конфиденциальность содержания контрактов с Брюсселем и отказываются сообщить о деталях содержания подписанных бумаг. Но обещают открытость в части описания подробностей хода работ над вакцинами и их испытаний.

Судя по официальным сообщениям Европарламента, депутаты остались недовольны итогами встреч с разработчиками вакцин, утверждая, что большая прозрачность Брюсселя в делах с фармацевтами помогла бы преодолеть растущее недоверие европейцев и к вакцинам, и к их создателям.

Опросы общественного мнения действительно показывают, что значительная часть населения хотела бы воздержаться от вакцинации.

На встречу с депутатами Европарламента согласились биофармацевтическая компания со штаб-квартирой в немецком Тюбингене CureVac, и международная французская фармацевтическая компания Sanofi-GSK, головной офис которой находится в Париже. Представители компаний заверили парламентариев, что смогут изготовить миллиард доз вакцин в первой половине 2021 года.

Насколько известно, какие-то предварительные соглашения Брюссель подписывал также с британской GlaxoSmithKline, англо-шведской AstraZeneca и американской Johnson & Johnson.

Договоренности, как сообщала Еврокомиссия, предусматривают право стран Евросоюза на приобретение у нескольких из перечисленных корпораций по 200–300 миллионов доз после того, как вакцины будут готовы, протестированы и получат разрешение на применение у соответствующих органов контроля.

Сколько будет стоить, и кто за нее заплатит

Брюссель вложил в поддержку разработок вакцины, в кредиты и гранты более миллиарда евро. Еврокомиссия заявляет, что стремится гарантировать дозу вакцины каждому, кто в ней нуждается, будь то Европа или любой другой регион мира. Что звучит благородно, но пока выглядит больше как ни к чему не обязывающая декларация.

Особенно если учесть, что совокупная производительность всех профильных предприятий составляет примерно пять миллиардов доз в год, а для вакцинации всего населения планеты нужно около восьми миллиардов.

Пока неясно, как и кто будет платить за вакцины для тех стран мира, которые не смогут себе позволить их приобрести по тем пока неизвестным ценам, что установят производители вакцин.

Неизвестно и в какие именно суммы обойдется, например, странам Балтии приобретение необходимого количества доз, будут ли прививки бесплатными для населения, как и в какие сроки планируется проводить вакцинирование.

Возможно, не столько сама пандемия коронавируса, сколько борьба за вакцину, распределение дефицитных доз и просьбы беднейших стран мира помочь их оплатить могут открыть европейцам нечто новое в самих себе. По мере того, как нарастают страхи и ожидания второй волны пандемии коронавируса, растет и потенциальный спрос на вакцину, а с ним и напряжение, понимание того, что поначалу доз на всех не хватит.

Что мир разделится на тех, кто получит прививку в первую очередь, и тех, кому придется долго дожидаться своей очереди и помощи более состоятельных "пациентов".

Имеющиеся официальные данные свидетельствуют о том, что количество смертей из-за COVID-19 приближается к миллиону человек, а число заболевших скоро достигнет 32 миллионов. Медики в последние дни констатируют нарастание количества новых случаев, а национальные власти вновь вводят ограничения и запреты на собрания и поездки, пытаясь ограничить контакты людей друг с другом и смягчить удар второй волны.

Приличные политики призывают к единству

Еще никогда в своей известной истории человечество не ждало с таким нетерпением "лекарства". Так не полагалось на врачей и фармацевтические корпорации. И не было так едино в надежде избавиться от общей для всех напасти.

Во всяком случае, об этом говорили почти все главы государств и правительств, выступавшие на состоявшейся в онлайн-режиме Генеральной ассамблее ООН и призывавшие объединить усилия и хотя бы на время забыть о распрях и взаимных претензиях перед лицом общей беды.

Только вот пока не похоже, что продажа и распределение вакцин, когда они будут готовы для массового использования, станут происходить именно таким образом, чтобы потом не было мучительно стыдно об этом вспоминать.

Остается лишь радоваться тому, что этот вирус оказался не настолько летален, как, например, памятный и спустя сто лет грипп, начавшийся с США, но попавший в учебники истории под названием "испанка". Трудно себе представить, как развивалась бы ситуация, если бы вирус пандемии был так же заразен и так же быстро распространялся, как COVID-19, но оказался намного более опасным.

Многие считают, что пандемия вызовет серьезные и необратимые изменения в умонастроениях, привычках и психологии общества. Думается, для заметных перемен нужно нечто более масштабное и страшное, чем коронавирус. Та же "испанка", угробившая, по некоторым данным, до ста миллионов человек, не особенно изменила представления людей о войне и мире.

Вот применение немцами отравляющих газов во время Первой мировой доказало, что одни люди способны травить других людей, как крыс. И это изменило психику человечества.

А сброшенные американцами на японские города атомные бомбы продемонстрировали, что десятки тысяч людей можно испепелить всего за пару секунд, а потом вполне успешно оправдать это деяние. Вот такие вещи меняют взгляды на жизнь всех последующих поколений. А "безобидному" коронавирусу это не под силу. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.