Примечательно, что на заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ впервые за очень долгое время в зоне, где находились журналисты во время трех основных сессий, не было перевода на иные языки, кроме английского. Даже выступление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, говорившего по-русски, пришлось слушать с английским переводом.
"Виновница" смертных грехов
Несмотря на традиционно жесткие выступления представителей США, Великобритании и ряда других стран, ожидаемо во главе антироссийской истерии стояли государства Прибалтики. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс, к примеру, "по привычке" обвинял Россию "во всех смертных грехах".
Основной проблемой в Европе он назвал "агрессию России в адрес сопредельных государств".
"Лучшее будущее не будет достигнуто, если мы ослабим предусмотренные обязательства или будем применять существующие правила к изменившейся ситуации", – заявил министр иностранных дел Литвы.
"Дух Хельсинки"
Кроме того, в своем выступлении глава литовского внешнеполитического ведомства проинформировал о поддерживаемой инициативе гражданской общественности возобновить Международные сахаровские слушания, которые являются частью проекта "Воскрешение духа Хельсинки" на 2020-2025 годы.
К слову сказать, вопрос "Духа Хельсинки" в выступлениях глав делегаций поднимался весьма часто. Министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей тоже констатировал, что положительные вещи от "Духа Хельсинки" куда-то испарились.
"Были ли выполнены условия для устойчивого развития и государственного строительства новых независимых государств, таких как Белоруссия, рожденных после окончания "холодной войны"? К сожалению, вынужден ответить отрицательно.
За короткой европейской "весной" начала 1990-х годов последовали прохладное лето и затяжная холодная осень первых двух десятилетий XXI века.
Хронический, углубляющийся кризис доверия, вырождающиеся режимы контроля над вооружениями, стремительное наращивание вооружений, усиливающийся политический и идеологический разрыв – все это подлинные ингредиенты чрезвычайной ситуации.
Если мы не ускоримся, ситуация чревата превратиться в очередную "морозную зиму".
Беларусь прекрасно осознает, какие непредсказуемые последствия это может иметь для нашего неспокойного региона, расположенного в геополитически опасной сейсмической зоне", – сказал глава белорусского внешнеполитического ведомства.
В свою очередь, министр иностранных дел России Сергей Лавров констатировал, что в настоящее время все мы наблюдаем не движение к равной безопасности, а движение в обратном направлении.
"Рушится архитектура стратегической стабильности. Продолжается фрагментация пространства безопасности. Систему международного права пытаются подменить "порядком, основанным на правилах" – набором внешнеполитических установок узкой группы западных государств. Несколько волн расширения Североатлантического альянса, который упорно пытаются превратить в "источник легитимности", приближение его военной инфраструктуры к российским границам, стремительное наращивание военных потенциалов в Восточной Европе, рекордное увеличение оборонных расходов, сопровождаемое культивированием "образа врага", – все это привело к напряженности, которую мы не помним со времен "холодной войны", – поделился своим видением международной обстановки российский министр.
"Важно переломить эту опасную тенденцию, остановить дальнейшее сползание к конфронтации. Востребована позитивная общеевропейская повестка по всему комплексу насущных проблем – от противодействия многочисленным вызовам и угрозам до сопряжения интеграционных процессов в Евразии. ОБСЕ в силу своего широчайшего географического охвата, всеобъемлющего подхода к безопасности, принципа консенсуса и культуры диалога может и должна играть важную роль в решении этих задач", – добавил он.
"Караул! Русские идут!"
Коллеги из Прибалтики призывы к диалогу словно не слышали. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу, в частности, говорил о необходимости блокировать Россию ради общеевропейского блага.
"Нарушения международного права и конфликты, избирательное применение в России многих документов поставили под сомнение доверие и военную транспарентность в Европе", – вещал с трибуны глава эстонской дипломатии.
Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс, в свою очередь, провел параллели между ситуацией на Украине, в Молдавии, в Грузии, в Нагорном Карабахе. И в данных пассажах между строк читалось: "Россия во всем виновата! Русские идут".
Подводя итоги Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Братиславе, директор Департамента общеевропейского сотрудничества Министерства иностранных дел России Николай Кобринец не оставил без внимания все недружественные высказывания в адрес России. Он отметил, что "стремление некоторых стран навязать искаженное видение современных политико-правовых реалий", а также их выступления с блоковых позиций, которые в конечном итоге "не позволили принять общеполитическую декларацию и заявление об усилиях ОБСЕ по содействию в разрешении внутриукраинского кризиса".
"Не хватило политической воли одобрить в формате 57 государств декларацию в связи с 75-летием окончания Второй мировой войны. При том, что документ опирался на формулировки, согласованные в прежние годы. У отдельных государств историческая память оказалась не только короткой, но и избирательной. Это прискорбно и опасно. Забвение истории, ее искажение в угоду сиюминутным конъюнктурным интересам чреваты повторением ошибок и трагедий прошлого. В развернутом виде наша позиция отражена в совместном заявлении министров иностранных дел 11 государств, которое зачитал представитель Белоруссии", – добавил Николай Кобринец.
Сохранить ОБСЕ как площадку для диалога
Существующие разногласия, пожалуй, наиболее ярко проявившиеся в разных стилях выступлений представителей России и Прибалтики, не оставил без внимания даже генеральный секретарь Организации Томас Гремингер.
Он, в частности, отметил, что, несмотря на разногласия, нельзя забывать, что ОБСЕ является уникальной платформой для инклюзивного диалога, в котором каждый регион ОБСЕ обладает равноправным голосом.
"Давайте вспомним об одной из наших флагманских инициатив в структурированном диалоге, направленном на снижение политической напряженности. Однако эффективность этого зависит от готовности государств-участников взаимодействовать добросовестно, придать процессу новый импульс", – также отметил Томас Гремингер.
Но как бы там ни было, нельзя не согласиться с мнением генерального секретаря ОБСЕ, что, вопреки тотальной критике Организации в последнее время, ее механизмы проявили себя в рамках разрешения кризиса на Украине.
"Только в нынешнем году наблюдатели организовали более 1300 локальных случаев прекращения огня, что способствовало возможности ремонта ключевых объектов коммунального хозяйства, обслуживающего население по обе стороны линии соприкосновения. Все эти усилия нацелены на то, чтобы содействовать восстановлению намерений [по прекращению огня]", – также отметил Томас Гремингер.
Так что надеюсь, что, несмотря на некоторого рода баталии на международной площадке, СМИД ОБСЕ продолжает оставаться посредником в решении конфликтных ситуаций.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.